Воскресение. История группы
Вплоть до 1994 года "Воскресенье" можно было смело называть легендарной группой, поскольку история коллектива всецело принадлежа истории рок-музыки и к тому времени обросла всевозможными легендами и слуха ми. Годом же основания "Воскресенья" принято считать 79-ый. Именно тогда ушедшие из "Машины времени" Сергей Кавагоэ и Евгений Маргулис предложили Алексею Романову (в 1974 году даже вокалировавшему в "Машине") собрать новую команду.
В записи первых песен в учебной студии ГИТИСа (консперативно по ночам) принимал участие и клавишник "Машины времени" Петр Подгородецкий. Перед отъездом на отдых в Пицунду запись была передана на Radio Moscow World Service - радиостанцию, в пред верии Олимпиады вещавшую на Запад. В Москве и Подмосковье ее волны принимались достаточно устойчиво. Поэтому с юга "воскресенцы" вернулись знаменитыми: песню "Кто виноват" знали все. Это и было началом легенды.
Первый и второй альбомы ансамбля разошлись почти мгновенно. "Воскресенье" шло нарасхват во всех ДК Москвы и ее окрестностей. Но вскоре группа перестала существовать: Маргулис ушел в "Аракс", Романов хотел стать артистом филармонии. Тогда- то на горизонте "Воскресенья" и возник Константин Никольский. Так возникло "Воскресенье-2", за полтора года едва не положившее на лопатки славу "Машины времени".
Однако в 1983 году в СССР началась официальная война с рок-н-роллом. Появи лись уголовные дела на музыкантов. Одно из них было заведено на Алексея Романова и звукорежиссера "Воскресенья" Александра Арутюнова - по факту продажи билетов на один из концертов "Воскресенья", конкретно - за предпринимательскую деятельност ь в виде выступлений с концертами и распространением собственных же записей. Газеты утверждали, что Романов-де, используя технические средства и государственные документы, клал себе в карман большие деньги.
В результате Алексей, проведя девять месяцев в Бутырской тюрьме, получил три года с конфискацией и отсрочкой исполнения приговора (у музыканта были конфискованы поломанный телевизор, сломанный проигрыватель, магнитофон "Комета" и два кресла). Остальные музыканты, успев проконсультироваться с юр истами, на вопрос - получали ли они гонорары от комсомольских и профсоюзных организаций? - стойко отвечали: "Нет". На этом история группы "Воскресенья" временно - на десять с лишком лет - прекратилась.
Очередное рождение группы было отпраздновано грандиозными концертами в московском зале "Россия" и выходом CD и на видео - фильма-концерта. Тогда-то и были возобновлены регулярные гастроли.
"Парадоксальная группа, - писал в своей книге "Время колокольчиков". Жизнь и смерть русского рока" известный российский критик, редактор популярнейшего самиздатовских журналов "Урлайт" и "Ухо" Илья Смирнов. - Во-первых, совершенно непонятно, когда она образовалась, потому что десятилетие праздновалось в 1990-м. Первая запись появилась в 79-м, а большинство ведущих хитов восходит к середине 70-х (действительно, знаменитый музыкант Никольского был написан аж в 72-м году! - ред.). Во-вторых, у группы, вопреки всем канонам, обнаруживаются три равнозначных лидера и три равноправных автора: Алексей Романов, Константин Никольский и Андрей Сапунов.
Однако Никольскому в воскресшем составе "Воскресенья" места так и не нашлось. Сам Костя объяснял это тем, что он-де предлагал петь старые песни с прежними же аранжировками. Все остальные настаивали на новой интерпритации известных тем. Впрочем, Алексей Романов в интервью "БДГ" высказал иную точку зрения: "Да, что-то такое проскользнуло. Но я думаю, что в нашей компании Костюн чувствовал себя неудобно. У нас очень своеобразный юмор: мы все время хихикаем, а он не понимает, над ч ем. Хотя мы сами порой не знаем, почему мы смеемся!"
В ноябре этого года в Москве состоится концерт, посвященный двадцатилетию группы. Впрочем, до сих пор можно было подумать, что "Воскресенье" - это чисто коммерческий проект, поскольку с момента его возрождения на свет не появилось ни одной ново й песни. Однако директор "Воскресенья" Владимир Сапунов (кстати, родной брат Андрея) в интервью "БДГ" рассказал о том, что как раз в этом году, наконец, должна появиться пластинка с абсолютно новыми песнями, записать которые планируется в авг усте-сентябре.
Ведь "Воскресенье" - это, конечно, прежде всего Романов, - считает Владимир Сапунов. - Остальные музыканты тоже пишут песни. Но основные темы исходят именно от Алексея. Творческий же процесс у Романова предполагает сначала сочине ние стихов, которые он пишет довольно долго и кропотливо. Это не просто тексты песен, а, на мой взгляд, настоящая высокая поэзия. Женька Маргулис рассказал мне, что Романов недавно прочитал ему шесть офигительных стихотворений. Хорошую же музыку сделать нетрудно. Поэтому, если учесть, что уже есть шесть стихотворений и уже звучит новая песня - "Марсианская", то пластинку, в которой должно быть десять-одиннадцать песен, собрать несложно.
Впрочем, Романов настроен менее оптимистично: "Новый альбом появится лишь в том случае, если кто-то все-таки примет нас в свои теплые финансовые руки. Ну, обещали одни молодые люди..."
Отразился на группе и российский кризис. С сентября по ноябрь прошлого года было отменено очень много концертов. Соответственно, упали и гонорары. Но объективно это произошло со всеми российским исполнителями. Правда, сейчас все приходит в норму. И к ак свидетельство тому - сразу после Минска "Воскресенье" уезжает на Украину, затем выступит в Москве.
Последующая пауза в концертной деятельности вызвана тем, что Евгений Маргулис, играющий в "Воскресенье" и "Машине времени", уезжает на гастроли уже вместе с группой Макаревича. Кстати говоря, у самой "Машины времени" в этом году очень напряженный график, так как группа отмечает свое тридцатилетие.