Instagram и Foursquare – инструменты слежки?

Вы уже рассказали своим друзьям через Foursquare, где вчера ужинали? А фотографию спутницы выложили в Instagram? Или, быть может, вы предпочитаете делать это через Twitter и Facebook? Поздравляем! Ваше информационное онлайн-досье пополнилось новым личными данными, которые при желании можно использовать против вас.

"Это интересно и весело, - говорит про Foursquare блогер и переводчик Дмитрий Пучков, известный как Goblin, который не так давно примкнул к 25 миллионам пользователей геолокационного сервиса. - С другой стороны, в этом есть определенная польза. Во многих местах есть пароли от местного WiFi. Кроме того, приложение показывает разнообразные учреждения поблизости с отзывами пользователей, что особенно удобно в чужом городе, если ты хочешь найти, где поесть и выпить".

Однако есть и подводные камни при использовании этих удобных, но далеко не безобидных мобильных программ, сервисов, социальных сетей. Поскольку люди сами выкладывают о себе информацию, собрать досье на человека не составляет особого труда. Любимые места, списки друзей, приятелей, коллег и родных, род занятий, увлечения.

По интернет-активности известных лиц эксперты умудряются сделать далекоидущие выводы. Например, когда один из основателей и СEO Foursquare Деннис Кроули "зачекинился" в штаб-квартире Apple в Купертино, это сразу дало повод слухам о покупке"яблоком" геолокационного сервиса.

Чем грозит простым пользователям раскрытие конфиденциальной информации? Поговаривают о случаях, когда "check-in" в аэропорту или на вокзале во время отъезда служил наводкой для квартирных воров. Реальна история и с увольнением девушки, которая взяла "больничный", но "засветилась" в другом городе совершенно здоровая. Она просто забыла, что ее учетные записи в Facebook и Instagram связаны между собой, и красиво обработанное фото из аэропорта появилось на "стене", доступной для френда-начальника.

Не заводят себе аккаунты те, кому есть что скрывать: тайную для работодателя "халтуру", интрижку на работе. "Зачем я буду собственными руками давать жене повод для скандала - "А с кем ты был в этом ресторане?!", - пояснил свою позицию наш собеседник, принципиально не пользующийся программой Foursquare.

Впрочем, даже если у вас нет аккаунта на Foursquare, ваши друзья из Facebook - обладатели новой версии приложения для iPhone - могут "отметить" вас в кафе на очередной пьянке. Но если вы интересны сотне-другой френдов, то у знаменитостей, которые тоже любят выкладывать свои "луки" из дорогих ресторанов или с модных показов, тысячи и десятки тысяч подписчиков. И далеко не все из них благодушно настроены.

Телеведущая Алена Водонаева, которую достали слухи о предстоящем разводе, в своем микроблоге Twitter в середине января разразилась гневными словами в адрес папарацци, которые дежурили с фотоаппаратами под ее окнами. В следующий раз она пообещала разбить им головы, если они начнут фотографировать ее или ребенка.

"Личная жизнь эти личная жизнь и никто не любит, когда в нее суются чужие. Какая бы не была Санта-Барбара у людей, и когда у них происходят свадьбы-разводы-роды-похороны это их личное дело! Моя Жизнь и МОЯ СЕМЬЯ - это частная территория, на которую я никого не пускала и не пускаю" - написала телеведущая в своем твиттере.

Между тем, "Гоблин" считает поведение звезд, которые жалуются на внимание журналистов и фанатов, неискренним.

"В словах данных граждан ("селебрити" - Ред.) присутствует чудовищная доля лицемерия. Изначально они к славе стремятся, прикладывая много усилий, чтобы их узнавали на улицах. А когда их реально начинают узнавать, они кокетливо верещат "Ах, за мной повсюду охотятся, мне не дают прохода", - удивляется Пучков.

Алена Водонаева пообещала, что больше не даст ни одного комментария ни про сына, ни про мужа. При этом телеведущая, чтобы опровергнуть слухи о своем расставании с благоверным, выложила в качестве подтверждения продолжающихся отношений несколько фотографий в Instagram, на которых рядом с ней присутствует и законный супруг.

Как вы считаете, есть ли у людей право жаловаться на вторжение в частную жизнь, если они сами фактически дают на себя компромат - "чекинясь" в различных местах, выкладывая фотографии в "инстаграме", рассказывая подробности личной жизни в "твиттере" и "фейсбуке"?

В ноябре прошлого года среди пользователей Facebook в рунете возникла массовая истерия из-за того, что соцсеть якобы изменила свою политику конфиденциальности и права на пользовательский контент перешли компании. Владельцы аккаунтов стали перепощивать "уведомления приватности", заявляя права собственности на свои персональные данные, картинки, фотографии и т.д. Впоследствии Facebook Russia опровергла эти слухи.

В декабре 2012 года приложение Instagram, приобретенное ранее в апреле компанией Facebook, также навело панику предстоящим изменением правил пользовательского соглашения. Один из новых пунктов вызвал опасения, что фотосервис будет иметь права на загруженные пользователями снимки и даже использовать их в рекламных целях.

Началось массовое удаление учетных записей. Посещаемость ресурса упала с 16 до 12 миллионов человек в день. Возмущение высказали и звезды самой разной величины, например, Pink. Некоторые знаменитости в знак протеста даже прекратили публиковать новые снимки, чтобы их в будущем не использовали в каких-либо рекламных кампании без их ведома. Руководству Instagram пришлось объясниться и переформулировать спорный пункт.

В период скандальной истории с политикой конфиденциальности по Сети ходил очень удачный демотиватор про главное правило защиты личной информации: "If it is private, don`t put it on Facebook" ("Если это личное, не выкладывайте это в Facebook"). Казалось бы, просто до смешного, но работает.

Справка.

Геолокационным веб- и мобильным сервисом Foursquare, который появился в марте 2009 года, в настоящее время пользуются около 25 миллионов человек по всему миру. В день производится примерно 6,2 миллиона "чекинов". По состоянию на ноябрь 2012 года, их число перевалило за 3 миллиарда.

Число пользователей бесплатного мобильного фотоприложения Instagram, вышедшего в октябре 2010 года, по данным на март 2012 года составляло почти 30 миллионов.