Он пользовался уникальными художественными приемами, каких не знал никто кроме него. Чего стоит один только подбор красок, это море, но всегда такое разное, загадочное, со своим новым настроением, темой.
Однажды было найдено письмо художника Ивана Крамского, который писал Третьякову о том, что у Айвазовского точно есть какой-то секрет, он как-то удивительно умеет составлять краски. Восхищенный художник писал о технике исполнения, которая поражала его. «Таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок», - пишет Крамский.
Первое - Айвазовский прожил жизнь у морского берега, второе - он был безумно талантливым человеком, трудился день и ночь, имел безупречную память, а еще обладал богатым воображением. Сложите пазлы, так и рождаются гении. Так вот, никаких секретов, ну, почти.
Писал Айвазовский очень быстро, чем всех своих коллег очень поражал, ведь на качестве работ скорость никак не отражалась. 100 картин в год - как вам такой результат? По-хорошему, можно сказать, что невозможно написать качественно сотню полотен за такой короткий срок, но ведь он смог.
Картины мариниста самые крепкие из всех его современников. Дело в том, что они меньше других растрескиваются и почти никогда не нуждаются в усиленной реставрации.
В чем же все-таки секрет, раз уж он есть? В нанесении красок. Художник предпочитал масло, а ведь кажется, что его вода акварельная. Это иллюзия. Самая любимая техника Айвазовского - лессировка. Он наносил тоненькие мазки, их почти не было видно. Все на полотне кажется живым благодаря таким тонким мазкам, они воздушные.
Этот художник общался с такими людьми, как Пушкин, Крылов, Гоголь, Жуковский, Брюллов, Глинка. Это великие имена, в одном ряду с которыми стоит имя Айвазовского. Он был вхож во все дома королей и вельмож, а лично папа римский предоставил ему аудиенцию и наградил золотой медалью. Это был знак отличия за работу художника - «Хаос. Сотворение мира». Айвазовский не стал продавать картину папе, хотя тот очень просил, художник просто подарил полотно.
Папа, а тогда это был Григорий XVI, отвез полотно в музей Ватикана. Теперь картина находится в Венеции, речь об острове Св. Лазаря. Просто так вышло, что уже папа Леон XIII сделал подарок Музею армянской конгрегации мхитаристов, это было в начале XX века. Вполне возможно, что он сделал это потому, что на острове жил старший брат Айвазовского. Да, именно так, его имя Габриэл.
Произведениями Айвазовского восхищались во всем мире. Художника избрали почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Он выставлялся более чем на 120 выставках, это было в России, Европе, Америке. 60 выставок были персональными, а ведь речь идет о 19 веке. Мало кто мог вообще себе тогда позволить персональную выставку.
Сегодня популярность Айвазовского настолько велика, что его полотна подделывают во всем мире и его картины активно крадут. Проверить - Айвазовский это или нет - задача сложная. Слишком дорого и сложно. Можете себе представить, сейчас в мире 50 тысяч подлинных работ Айвазовского, а сам он написал всего 6 тысяч полотен. Вот и ищи теперь следы...