Твидовые пиджаки, маленькое черное платье, мужская одежда в качестве женской. Коко Шанель ответственна за многие нововведения, которые до сих пор оказывают влияние на индустрию моды. Но есть многое другое о знаменитом модельере, что обычно неизвестно даже тем, кто считает себя знатоком высокой моды.
Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 года в бедной семье. Ее мать умерла, когда Шанель было 12 лет, и тогда ее отец отправил Коко с двумя ее сестрами в монастырский приют. Монахини научили ее шить, и черно-белая палитра их одеяний, несомненно, оказала влияние на эстетические представления Габриэль.
В возрасте 18 лет она покинула приют и устроилась на работу в ателье. Почти одновременно она начала петь в представлениях, которые являли собой раннюю версию кабаре. Чаще всего она выступала в барах и ресторанах, где собирались рабочие. Шанель и ее тетя, которая была всего на год ее старше, использовали эти выступления, чтобы заработать немного денег. Одна из песен, которую пела Шанель, называлась "Кто видел Коко в Трокадеро?", и зрители нередко, вызывая ее на бис, кричали:
"Коко! Коко!" Коко при этом рассказывала, что когда-то так называл ее отец.
После короткой карьеры певицы Шанель получила лицензию модистки и в 1910 году открыла магазин шляпок в Париже. Предприятие финансировал Этьен Бальсан, богатый наследник текстильной империи, которого она встретила, когда он был еще молодым офицером. Согласно некоторым биографиям Коко, Этьен предложил ей быть его любовницей, и она согласилась.
В своем магазине Коко познакомилась с Габриэль Дорзиат, знаменитой в те времена французской актрисой, которая стала поклонницей шляпок Коко и сделала их модными. Позднее шляпки станут отличительной чертой Коко и ее неизменным аксессуаром. Фотограф Дуглас Киркланд, который провел три недели с Коко, документируя ее жизнь, говорил, что никогда не видел ее без шляпки.
История этого парфюмерного продукта, одного из самых известных в мировой истории, полна многих странных моментов.
В начале 1920-х годов Шанель работала над ароматом с парфюмером Эрнестом Бо. Утверждается, что Шанель понравился пятый состав, предложенный мастером, откуда и пошло название. Помимо этого, "5" — было ее счастливое число. Но запах, в котором имеются нотки жасмина, розы, сандалового дерева и ванили, мог быть результатом ошибки.
В формуле имеется необычно высокое содержание синтетической составляющей, которая вынуждает аромат "сиять". Считается, что причиной этого могла быть неосторожная случайность. Необычный для тех времен минималистичный дизайн бутылька увеличил привлекательность товара, и аромат стал одним из самых продаваемых и известных парфюмерных продуктов за всю историю человечества.
В соглашении, касавшемся начала продаж аромата в 1924 году, Шанель получала возможность оставить свое имя на бутыльке, но получала только 10 процентов от дохода. Предприниматель Пьер Вертхаймер согласился производить парфюм в больших количествах за 70 процентов от прибыли. Остальные двадцать процентов достались Теофилю Бадеру, создателю знаменитой Галереи Лафайет.
На протяжении многих лет Шанель судилась с Вертхаймером. В конце концов ему даже пришлось нанимать адвоката специально для того, чтобы он работал с претензиями Коко.
Ее мужчинами были герцог Вестминстерский, внук русского царя и знаменитый композитор Игорь Стравинский. Когда Стравинский в 1920 году делал постановку "Весны священной" в Париже, Коко была одним из его спонсоров.