Для полноценного Северного Кавказа необходимо наладить транспортную коммуникацию с Черноморским побережьем через Главный Кавказский хребет. Однако строительство Военно-Сухумской дороги тормозится из-за непростых взаимоотношений России и Грузии, а также конфликта Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией.
"Нормализация отношений (Москвы и Тбилиси - Ред.) только-только наступает, а поэтому трудно представить, что в ближайшее время на границе этих стран осуществятся какие-то крупные проекты", - рассказал в интервью изданию BigCaucasus.com автор недавнего доклада МГИМО о российско-грузинских отношениях Андрей Сушенцов.
Сейчас открыта только Военно-Грузинская дорога, соединяющая североосетинский Владикавказ с Тбилиси. Но из-за высокогорного рельефа увеличить транзитный грузопоток на этом тракте затруднительно. Не задействованной остается и Транскавказская магистраль, которая связывает Северную Осетию и Грузию через юг Южной Осетии. По Транскаму ранее осуществлялось грузовое сообщение с Арменией и другими странами Закавказья.
По мнению экспертов, нынешняя транспортная ситуация на Северном Кавказе препятствует развитию экономик стран региона. В восстановлении транзитных коммуникаций заинтересована Армения, блокированная конфликтами уже много лет. О Черноморской кольцевой автостраде мечтает Турция. Немалый интерес и у России, в том числе и чтобы увеличить турпоток в регион. Однако строительство дорог на Кавказе "тормозится политикой", заявил российский эксперт в области экономики Дмитрий Абзалов.