зарубежный

«Бурда» минимизировалась

Прошли те золотые для Энни Бурда времена, когда за волшебным журналом «Бурда» стояли в очереди, чтобы схватить его с «нагрузкой» - слово ныне забытое, означающее дорогостоящий «неликвид».

Неликвиды выбрасывались тут же, у киоска, а вожделенная «Бурда» с трепетом уносилась домой или на работу, где измученный и всклоченный женский коллектив рассматривал прежде всего обращение редактора, которое во всех остальных странах читалось исключительно редко.

Что привлекало советских женщин в Энни Бурда? Да то, что в свои 60-70 по сравнению с ними, она выглядела как фотомодель. Такая ухоженность нам просто не снилась. А уж ее девушки на страницах были просто феями. И все это можно было сшить. Если, конечно, умеешь. Самыми модными становились портнихи, у которых были коллекции "Бурды" за несколько месяцев.

Выкройки были какими-то уникальными по сравнению с выкройками «Работницы». А ведь это – самое главное – выкройки. Сейчас даже трудно представить, а юное поколение дам может вообще не поверить, что в магазинах висели угрюмые платья, в которых можно только заканчивать жизнь самоубийством. На «барахолке» можно было купить что-то одно втридорога и вообще одеться – было второй проблемой после «накраситься» и «достать» хоть какой-то еды.

И тут появилась «Бурда». Со своими глянцевыми страницами на хорошей бумаге, шелестящими под пальцами ласково и приятно. С хорошей полиграфией и окном в неведомо-заповедный-волшебный мир красоты и дизайна.

Европа, да и Америка вместе с ней, недоумевали сногсшибательному успеху журнала, который они презрительно называли «журналом для домохозяек». И не могли понять, почему… Да потому что это был «коммунизм, который можно построить своими руками».

Безусловно, бедные советские женщины не имели возможности шить на «Бразере», и из тех тканей, что предлагала Энни Бурда, они не могли достать фурнитуры, о пряже, из которой были связаны те модели, даже слыхом не слыхивали – чтобы и с махрушками, и с бисером, надетым на нитку и со всякими прибамбасами… Пряжа в те времена была - дай Бог памяти, - двух сортов, как колбаса – по 3.70 и по 1.90, и - как высшее счастье – мохер.

Но все равно, нечто, сшитое даже из ситчика по совету «Бурды», приобретало шик и стиль, и давало ощущение приобщения к тому красивому миру.

А какое было счастье, когда женщины получили возможность не сидеть над журналом со словарями немецкого языка и не переводить всякие швейные термины –«Бурда» стала русской…

Уже потом появились бутики, и рынки, и можно было купить любую одежду в зависимости от средств, которыми дамы располагали, и «Бурда» стала потихоньку сдавать позиции.

Нет, конечно, у нее остались поклонницы и верные почитательницы, но она потеряла главную прелесть – перестала быть «лучом света» в темном царстве без секса и моды. Царство посветлело, и женщины, как мотыльки, стали перелистывать уже европейски наманикюренными пальчиками каталоги, а не «Бурду», которая при беспристрастном рассмотрении и впрямь оказалась журналом для домохозяек, к коим себя причисляли немногие.

А потом настал рай, вымечтанный незабвенной Эллочкой-людоедкой: киоски ломились от журналов для дамочек всех возрастов с выкройками и без, и «писком» стал уже «Elle» и «Космополитен», а рангом ниже стояли разномасштабные «Лизы», и, конечно, уже был интернет со множеством женских проектов.

Какое-то время «Бурда» не сдавалась. Появлялись новые проекты, специализированные выпуски, магазины, но – исчез момент волшебства, новизны, чуда. Эпоха закончилась и ушло время советской «Бурды», она стала занимать свою некрупную нишу, как и в любых других странах, теряя день за днем тиражи и популярность.

В общем, ничего в ней, конечно, и не было – прорывов особенно никаких – просто качественный труд журналистов, модельеров, дизайнеров, без особых высот и открытий. Никаких «от кутюр» и смелых решений – все практично, пристойно, классически. Но это мы сейчас понимаем.

«Бурды» больше нет, «караул устал ждать» повторения чуда и пошел иным путем. 14 октября, в понедельник выйдет «мини-Бурда», крошечный журнальчик карманных размеров, который удобно читать в метро.

Там будет 180 страниц. Около 60% журнала будет отведено рубрике «Мода и красота»; 10% – рассказу о здоровом образе жизни; 10% – психологии и взаимоотношениям; 10% – новостям культурной и светской жизни, интервью с известными людьми; и наконец еще 10% – секретам кухни, очеркам об экзотических путешествиях, полезным советам, гороскопу и т.д.

Это могло бы вызвать улыбку, если бы не было точкой в истории ушедшей эпохи. Сотни журнальчиков и журналищей с подобным набором – с запоминающимися названиями и не очень. Следующее поколение модниц не выхватит глазом его из пестрого вороха модных изданий, если, конечно, не обратит внимания на размер…

Я куплю первый номер, просто так, из любопытства, пролистаю в метро, по дороге домой и брошу на столик со старыми журналами, которые скоро и выброшу.

А первые номера – еще немецкой «Бурды», потом – несколько драгоценных русских – из которых почти все перешито и сношено, буду хранить «вечно».

Как хранят память о первой любви, какой бы дурацкой она ни была.