Представьте себе: вы подходите к парфюмерному прилавку и видите перед собой бесчисленные ряды одинаковых стеклянных бутылочек без упаковки - как в аптеке или химической лаборатории. Представьте, что каждый раз, когда вам хочется воспользоваться любимым ароматом, вам приходится брать в руки химическую реторту. Печальная картина, а ведь в XIX веке дело обстояло именно так. Однако уже в первых годах XX века ситуация кардинально изменилась - во многом благодаря Франсуа Коти (Francois Coty), человеку, совершившему в парфюмерии настоящую революцию.
Жозеф-Мари-Франсуа Спотурно (Joseph-Marie-Francois Spoturno) появился на свет 3 мая 1874 года в городке Ажаччио (Ajaccio), что на Корсике. Великому французскому императору Наполеону он приходился не только земляком, но и родственником - говорят, он был потомком его двоюродной сестры. Известно, что еще в детстве будущий гений парфюмерии лишился родителей, и все заботы о его воспитании пришлось взять на себя бабушке.
Достигнув совершеннолетия, Франсуа взял себе более короткую и благозвучную фамилию матери - Коти. Кем он только не работал: продавцом галантерейных товаров в Марселе, секретарем высокопоставленного чиновника, продавцом модных товаров в Париже. На мысль о создании парфюмерной империи его натолкнул сосед-химик: наблюдая, как он смешивает духи, Коти поверил в свои возможности и понял простую и в то же время великую истину - парфюмерия тоже является роскошью, а, следовательно, ароматы должны не только приятно пахнуть, но и ласкать глаз.
Коти отправляется в Грасс, парфюмерную мекку Франции, где в течение двух лет терпеливо учится избранному ремеслу. Вернувшись в Париж, он заручается финансовой поддержкой и открывает свой первый салон на Rue de la Boetie. И уже в 1904 году он создает свой первый аромат - знаменитую "Розу Жакмино" (La Rose Jacqueminot).
Согласно легенде, Коти долго пытался убедить управляющего универмага Grands Magasins du Louvre выставить на продажу его аромат, но тот все время отказывался. Тогда по случайности (или, скорее всего, намеренно) парфюмер уронил один из флаконов на пол. Находившиеся поблизости женщины наперебой начали выспрашивать, что это так приятно пахнет, и где можно купить эти замечательные духи. (Поговаривают, что этих первых "покупательниц" нанял сам Коти, однако его гениальности это нисколько не уменьшает.) Нужно ли говорить, что аромат был тут же принят, и расчеты Коти полностью оправдались - в первые же несколько дней было продано около 500 флаконов.
Так, в одночасье Коти стал богатым и знаменитым. За "Розой Жакмино" последовали другие не менее успешные ароматы - L`Origan, Le Muguet, Lilas Blanc, Iris и т.д. Ведь Коти был не только гениальным предпринимателем, но и поистине великим парфюмером - он обладал одним из наиболее чутким носом своего времени. И всего через несколько лет после открытия своего салона он перебирается в более престижный район Булонского леса, где и по сей день существует его фабрика.
В 1907 году Коти совершает еще один переворот в парфюмерии - мысль о визуальной красоте продукции не дает ему покоя, и он убеждает всемирно известного дизайнера Рене Лалика (Rene Lalique) создать флакон для его духов Ambre Antique. Успех был неслыханным, а сотрудничество с Лаликом продлилось долгие годы. Однако помимо него флаконы для духов Коти создавала также знаменитая компания по производству хрусталя Baccarat.
Так или иначе к 1910 году Коти считался лучшим парфюмером мира, а к 1914 году стал одним из богатейших людей своего времени. Он создает духи и для особ королевской крови, в том числе для царя Николая II и царицы Александры Федоровны.
Но на этом вечно ищущий дух Франсуа Коти не успокоился - в 1917 году парфюмерный мир потрясла новая революция: выходят легендарные духи Chypre, впитавшие аромат кипрского мха, цитрусовых и цветов и давшие название целой парфюмерной категории. В том же году Коти начинает массовое производство духов, ставшее возможным благодаря использованию синтетических компонентов. Это позволило ему снизить цены на продукцию и сделать ее доступной более широким массам населения. Какие только новшества не предлагал Коти в погоне за прибылью: именно он первым придумал выпускать серию косметических продуктов с одинаковым запахом, а также маленькие флаконы духов по более низкой цене.
Коти был просто неутомим: он был не только парфюмером, но политиком (сенатором и с 1931 по 1934 год мэром своего родного городка Ажаччио), газетным магнатом (ему принадлежала Le Figaro, а позже - Le Gaulois), филантропом (он спонсировал различные культурные мероприятия и даже знаменитый перелет Костэ и Беллонта (Costes and Bellonte) через Атлантический океан, из Парижа в Нью-Йорк). Внешность его была столь же неординарна, как и его идеи: сразу же обращали на себя внимание его светло-рыжие волосы, которые он позже красил в светло-русый цвет, и глаза - левый находился в постоянном движении, в то время как правый был застывшим, подобно стеклу.
Коти скончался 25 июля 1934 в своем замке в Лувсьенне. Однако изобретенная им формула успеха справедлива и по сей день. Она гласит: "Дайте женщине лучший продукт, который вы только можете создать. Поместите его во флакон - простой, но выполненный с безукоризненным вкусом, назначьте за него разумную цену, и вы станете свидетелем рождения великого дела, подобному которому мир еще не видел."
Интернет-журнал "Девичник"