зарубежный

Шея толще талии

Что бы сказали феминистки начала прошлого века, узнав, с каким восторгом их праправнучки добровольно напяливают на себя ту самую вещь, которая была выброшена ими на свалку истории?
Многие из нас неравнодушны к костюмным мелодрамам. Разве можно не любоваться очаровательными героинями, облачёнными в платья с роскошными кринолинами и глубоким декольте, с туго затянутой осиной талией? Да, умели женщины прошлого выглядеть – какая осанка, какой силуэт! "Порода", – скажете вы. Конечно, но не только. Создавать безупречный облик дамам прошедших столетий помогало одно известное приспособление – корсет.

Впервые это чудо конструкторской мысли женщины надели много тысячелетий назад. Изображения особ, закованных в некое подобие корсетов, украшали глиняную посуду ранних цивилизаций Крита, Ассирии и Египта. Считается, что корсеты были как-то связаны с культами Солнца и Змеи. Например, на одной из критских ваз учёные-археологи обнаружили рисунок: женщина в бронзовом корсете, который вместо шнуровки перетянут змеями. Той древней моднице надо было обладать немалым мужеством – как для того, чтобы спокойно дать себя опоясать жутким ползучим гадам, так и для того, чтобы носить безжалостно сдавливающий всё тело панцирь. Видно, поговорка, что красота требует жертв, связана именно с корсетом. Да и первые жертвы моды скорее всего появились из-за него же.

Долгое время никак не могли решить, что же такое корсет: инструмент ли он дьявольского обольщения или же, наоборот, хранитель женской добродетели? Ранние христиане, добровольно заключая свои тела в тиски корсета, усмиряли грешную плоть. Византийские же блудницы, словно в насмешку над фанатичными верующими, тоже утрамбовывались в корсеты, но как раз для того, чтобы подчеркнуть свои прелести.

Обязательным предметом гардероба корсет стал только в XIV веке во Франции, его и назвали так от французского слова "corps" – тело. С тех пор каждая эпоха по-своему видоизменяла корсеты. Строгие католички-испанки в XVI веке носили под одеждой сложную конструкцию, которая не подчёркивала, а, наоборот, маскировала слишком заметные женские достоинства. Для этого в корсеты на месте, где у женщины, по идее, должна находиться грудь, вставляли стальные, костяные или деревянные пластины.

В те времена корсеты служили не столько украшением женской фигуры, сколько указанием на статус дамы. Так, при дворе Екатерины Медичи уделяли большое внимание размеру женской талии. Согласно церемониалу право на самую узкую талию имели только самые высокопоставленные особы.

И только в галантном XVIII веке дамы наконец-то вспомнили о том, что сила женщины – в её женственности. С той поры корсет приобрёл свои классические очертания – силуэт песочных часов. Прелестные дамы обзавелись глубокими декольте, а их корсеты теперь подчёркивали пышность бюста. Обязательной была и тонкая талия, но отныне размер её не связывали с положением женщины в свете. В ту эпоху появился куртуазный обычай "носить" талию, размером соответствующую обхвату шеи любовника.

С XVII века корсеты стали шить с использованием жёсткого китового уса, это помогало даме держать правильную осанку. Носить их было невероятно утомительно и трудно, тем не менее бедные женщины надевали свои первые детские корсеты уже в возрасте 7 лет, а с 16–18 лет начинали носить жёсткие взрослые модели, которые не снимали до конца жизни. Чего ж тут удивляться, что от каждой мелочи дамы могли лишиться чувств и что ни день падали в обморок! Даже ночью бедняжки не позволяли себе расслабиться: спать ложились в специальных ночных корсетах.

Без корсета обходились только женщины низших сословий. Понятно, ведь без посторонней помощи эту штуку было надеть невозможно, стало быть, ношение корсета являлось привилегией только состоятельных дам, имеющих горничных. Простые горожанки и женщины более низких званий носили корсажи – высокие пояса на шнуровке, которые надевали поверх одежды.

Война с корсетами началась задолго до наступления XX века. В середине XVIII века её начал Жан-Жак Руссо, ратующий, как известно, за всё естественное. Терпеть не мог корсеты и Наполеон, почитавший самой великой женщиной ту, что родила государству как можно больше детей. Император полагал, что дамы, носящие корсеты, вовсе не захотят рожать, дабы не портить себе фигуру. А уж когда в конце XIX столетия был изобретён рентгеновский аппарат и первые же снимки убедительно доказали, что под влиянием корсета деформируются рёбра и даже внутренние органы женщины, стало понятно: судьба корсета предрешена. Тут очень кстати подоспела новая мода на античные струящиеся силуэты, которую ввёл прозорливый французский модельер Поль Пуаро. Свои революционные модели он, кстати, доверил демонстрировать собственной жене, несмотря на многократное материнство, она обладала чрезвычайно стройной фигурой, вовсе не нуждавшейся в корректировке корсетом. Эстафету борьбы подхватила Коко Шанель. Она не только окончательно свела на нет моду на корсеты, но и одела женщин в исконно мужскую одежду – пиджаки и брюки. Очень скоро придумали бюстгальтер, завоевавший безоговорочную популярность, а появление синтетических граций нанесло корсету, казалось, окончательный удар.

Корсет был не только забыт, но и предан анафеме. В этом предмете раскрепощённые феминистки видели символ своего прошлого бесправия и зависимости от мужчин. Они считали, что корсет просто-напросто порабощал женщину, на протяжении многих веков всё давил и давил на её хрупкое тело и задавил в конце концов все таланты и способности. Вот и не смогли женщины внести в мировую историю столь же значительного вклада, как мужчины.

Мода последних десятилетий прошла через увлечения бесполым стилем унисекс, через долгое господство минимализма и не нашла ничего лучшего, чем вернуться к тому, от чего стартовала. В начале третьего тысячелетия экстравагантный Жан-Поль Готье воскресил корсет в своей коллекции.

Сегодня корсеты на гребне популярности, и редкий модный показ как за границей, так и у нас в России обходится без них. Журнал "ELLE" упомянул корсет в числе остро модных деталей дамского гардероба на этот год. Правда, современные корсеты и корсажи лишь красиво облегают фигуру, при этом нисколько не утягивая. Наверное, это из-за заботы о женском здоровье, а может, просто дань времени, поскольку сегодня от женщины требуется быть стройной даже в купальнике – тут уж корсет не поможет. Модели, имитирующие корсеты и корсажи, шьют из самых разных материалов: от атласа до джинсовой ткани. Они уже не прячутся под одеждой, а стали полноправными предметами гардероба.

Елена Нечаенко,
“Алфавит”