Давно замечено, что военные конфликты усиливают патриотическое настроение граждан. Не последнюю роль в деле повышения национального самосознания играют деятели культуры и шоу-бизнеса. Одна вовремя спетая песня способна поднять народ на защиту Отечества, а заодно и увековечить имя автора в истории родной страны.
Звуки мира
Именно так случилось с незатейливым напевом «Атака на Ирак» египетского музыканта Шаабана Абдель-Рахима, который завоевал небывалую популярность в большинстве мусульманских стран, а в первую очередь в самом Ираке, Египте, Иордании и Ливане. «Хватит! – поет Шаабан. – Чечня! Афганистан! Палестина! Южный Ливан! А теперь Ирак тоже? Для народа это чересчур тяжело. Стыдитесь! Хватит!» Гневное просторечие каирских улиц теперь раздается повсюду – в магазинах, из окон такси. Клип «Атака на Ирак» по нескольку раз в час крутят все частные арабские телеканалы.
Ненавистные Абдель-Рахиму Соединенные Штаты, в свою очередь, имеют целый арсенал патриотических песен, фильмов, книг и прочих средств разжигания и оправдания агрессии. Пропаганда американской любви к родине поставлена на поток. С одного только голливудского конвейера ежегодно сходят сотни патриотических товаров массового потребления. Экраны всего мира непрестанно демонстрируют величие гамбургеров и американских солдат. «Форрест Гамп», «Патриот», «Перл-Харбор», «Игры патриотов»я
Нет, пожалуй, ни одной страны, в которой бы не красовались на стенах плакаты с юной Бритни Спирс в трусиках из американского флага, Мадонной в ковбойской шляпе или воплощением подросткового бунта – рэпером Эминемом.
Знай наших
Для российских граждан патриотизм пока остается делом личного выбора, а не государственной идеологией. Хотя некоторые попытки поставить искусство на службу государству все же предпринимаются. «Патриотизм снова в почете, и интеллектуалы должны понять это», – прокомментировал заместитель министра обороны России Игорь Пузанов подписание договора о сотрудничестве между Министерством обороны и Министерством культуры.
Но на практике до такого альянса дело не дошло. Никто из мирных звезд отечественной эстрады не смог стать лицом родного патриотизма. Хотя для поддержания боевого духа российских солдат в Чечне и было организовано 166 концертов, на которых артисты работали практически бесплатно, и армия обеспечивала их только транспортом, жильем и охраной в горячих точках.
В содействии Вооруженным силам замечен Юрий Шевчук. За время своих выступлений в Чечне он завел дружбу с псковскими десантниками. На открытии памятника погибшим за Россию друзьям музыкант заявил, что «память важна для нас для всех, особенно для молодежи» и «надо, чтобы молодежь наша знала, что есть не только «пепси» и «сникерсы», но еще память, мужество и патриотизм».
Бойцам 6-й роты Пермского ОМОНа, погибшим в Чечне, посвятил свою песню «Рота» Александр Маршал. В 2000 году, после посещения раненых солдат в госпитале Кантемировской дивизии, он записал целый альбом «Горец», в который вошли песни: «Кавказский пленник», «Сука», «Горец», «Снайпер», «Рота» и «Волчонок». За труды Маршал получил медаль благоверного великого князя Александра Невского и грамоту «За вклад в военно-шефскую работу».
Солист группы «Любэ» Николай Расторгуев, мужественный крепыш в гимнастерке, исполняющий патриотические песенки про Люберецкий район, «комбата» и «самоволочку», давно стал любимым артистом всех тех, чья профессия – защищать Родину. За что и получил звание народного артиста России и должность советника президента по культуре.
В прошлом году отличился своеобразным патриотизмом и певец Мангол. Во время музыкального конкурса «Евровидение-2002» он разгуливал по коридорам, завернувшись в российский флаг, и призывал всех поддержать нашу группу «Премьер-министр». Смешно, но до сих пор это чуть ли не единичный ответ на засилье западной попсы.
Общую для большинства отечественных музыкантов тенденцию выразил Сергей Шнуров из группы «Ленинград», когда в ответ на вопрос: «С чего для тебя начинается Родина?», не задумываясь, сказал, что «наверное, с какой-то недопитой бутылки пива у кровати».
Звезды без погон
Что касается нашего родного кинематографа, истиннопатриотические настроения здесь пока сводятся к афоризмам «Брата» Данилы Багрова. Идея защиты Отечества герою совершенно не понятна: на Отечество никто не собирается нападать, а единственным врагом становится бандит. Обыкновенного киллера режиссер Балабанов виртуозно превратил в национального героя.
Но фирменный балабановский «милитари стайл», так славно поработавший на гражданке, в настоящих военных условиях смотрится крайне неубедительно. Полковая формула «Сила в правде» не сработала в контексте реальной чеченской трагедии, и актуальный на первый взгляд фильм «Война» был встречен критиками без всякого энтузиазма.
В остальном русский патриотизм в кино неизменно связан с темой Великой Отечественной. Тягаться с «Семнадцатью мгновениями весны» в деле воспевания подвигов советских разведчиков совершенно бессмысленно, но попытки не прекращаются. Подтверждением тому – «Звезда» Николая Лебедева по мотивам одноименной повести Эммануила Казакевича. А ведь Игорю Петренко, хоть из кожи вон лезь, никогда не стать новым Вячеславом Тихоновым, народным артистом в прежнем, почти совершенно стертом из памяти смысле слова.
Да и ни к чему это. Пусть не будут никогда больше артисты совершать турне по окопам для поднятия боевого духа. Пусть будут нашими героями не военные, а граждане. Пусть с брюшком, в лимузинах и с напудренными болонками, только бы не было войны более великой, чем та.
Мария Ильязова, РОССIЯ