российский

ТЭФИ-2003: до кульминации осталась ровно неделя...

Совсем скоро в ГЦКЗ «Россия» состоится очередное награждение премией ТЭФИ-2003. Девятый национальный телевизионный конкурс впервые растянули на два дня: 25 и 26 сентября. Это совсем не удивительно, так как на конкурс поступило шесть с половиной сотен заявок со всей страны. По словам президента Академии российского телевидения Владимира Познера, с каждым годом число номинаций все величивается. Так, в этом году с появлением пяти новых их общее число составило уже 33… И имена победителей в этом году будут определять не заранее, как то принято во всем мире на подобных мероприятиях, а непосредственно во время церемонии награждения.

Как отмечает «Комсомольская правда», на этот раз в номинации «Информационная программа» будут соперничать «Время», «Новости культуры», «Страна и мир». За звание лучшего ток-шоу поборятся «Школа злословия», «Большая стирка» и «Жди меня». За номинацию лучший «Телевизионный художественный фильм» сразятся «Идиот», «Янтарные крылья» и «По ту сторону волков»; а «Бригада», «Ледниковый период» и «Закон» - за лучший «Телевизионный художественный сериал» (ниже представлены тройки всех финалистов ежегодной телевизионной премии). Права трансляции ТЭФИ на этот раз принадлежат Первому каналу.

…О «ТЭФИ» сейчас пишут многие. Гораздо меньше известно о специальной Программе грантовой поддержки победителей этого конкурса.

Между тем, начиная с 2002 года, победители ТЭФИ (в области культурно-просветительской и публицистической тематики) получают гранты Благотворительного фонда Владимира Потанина, предназначенные для прохождения месячной стажировки в компании ВВС. Более того, в этом году фонд награждает грантами победителей не только национального, но уже и зонального конкурса «ТЭФИ-регион» в номинациях «Городская информационная программа» и «Просветительская программа» (всего восемь грантов для региональных победителей). Представители творческих коллективов региональных программ-победительниц проходят месячную стажировку в Школе телевизионного мастерства Владимира Познера.

Первыми гранты фонда получили три телевизионных проекта: «Жди меня» (номинация «Публицистическая программа»), «Дачники» с Машей Шаховой (номинация «Просветительская программа (культура и искусство)») и «Путешествия натуралиста» (номинация «Просветительская программа (наука)»). По итогам 2002 года они стали победителями ТЭФИ, а в июне-августе 2003 года прошли стажировку в компании ВВС…

О месяце, проведенном в Великобритании, подробно рассказал руководитель отдела специальных проектов телекомпании "Живые новости" Роман Либеров (компания производит телепрограмму «Путешествия натуралиста»). Вот что он, в частности, сказал в интервью журналистам:

- Безусловно, я был рад пройти стажировку на ВВС, которая славится не только своими программами, но и целой сетью учебных центров, расположенных по всему миру. Система обучения и стажировок в них отличается удивительной гибкостью.
Учеба на ВВС рассчитана на профессионалов, которые хорошо представляют себе, какие именно навыки и знания они хотят получить. Поэтому каждый вновь прибывающий стажер прежде всего имеет возможность познакомиться с информацией на внутреннем сайте учебного центра о том, какие есть курсы, какова их продолжительность и стоимость. Из всего перечня вы выбираете то, что для вас наиболее интересно и подходит по цене. При этом все курсы, вне зависимости от их тематики, включают в себя как теоретическую, так и значительную практическую часть. Например, из двух дней, на которые был рассчитан мой курс, посвященный съемкам прямого эфира, только полдня мы провели в аудитории, слушая вводную лекцию, а остальное время работали на площадке. Причем каждый из нас получил возможность попробовать себя и в роли режиссера, и в роли оператора, и в роли режиссера программы. То есть посмотреть изнутри весь процесс, понять механизмы работы программы в целом, а не только той ее части, которой ты обычно занимаешься.
Точно так же был построен и другой курс, посвященный съемкам авторского сюжета. Даже занятия в аудитории были максимально ориентированы на практику: мы смотрели различные отснятые тележурналистами сюжеты и пытались разобраться в тех причинах, по которым эти сюжеты стали удачными или неудачными. Главная задача, которую преследуют курсы на ВВС, - дать импульс для новых идей, помочь стажерам по-новому взглянуть на профессию, работать в новом темпе…
Думаю, не все знают, что на BBC нет рекламы. Зато немалый доход компании приносит продажа лицензий на новые, эксклюзивные разработки: игры, ток-шоу и тому подобное. Конечно, идеи англичане тоже рожать умеют и умеют их осуществлять, поэтому нам есть чему у них поучиться…

А вот наиболее интересные моменты из интервью с другими победителями прошлого года, которые также ездили на стажировку в ВВС. Режиссер программы "Жди меня" Светлана Бодрова:

- Я работаю на телевидении почти 15 лет и за это время у меня, безусловно, сложился свой взгляд на то, как нужно его делать. И от поездки на ВВС я лично ждала не столько новых профессиональных навыков, сколько новых впечатлений. Даже тому, кто прекрасно знает, как делать хорошее телевидение, всегда полезно посмотреть, как хорошее телевидение делают другие. В целом система обучения на ВВС больше ориентирована на тех, кто работает в профессии недавно. Но для нас была разработана индивидуальная программа с учетом нашего профессионального опыта.
Самым интересным с профессиональной точки зрения, на мой взгляд, стало знакомство с организацией работы на ВВС. Там уделяют очень большое внимание предварительной подготовке программы. То есть прежде чем снимать какой-то сюжет его сначала тщательно разрабатывают и прописывают чуть ли не по кадрам. Только потом группа выезжает на съемку. До тех пор пока ты детально не изложишь продюсеру весь свой замысел до мельчайших деталей ни оператора, ни камеру ты в свое распоряжение не получишь. Кстати, когда ты сам что называется "разжевал" будущий сюжет, тебе оказывается гораздо проще объяснить свой замысел оператору, монтажеру и остальным сотрудникам, помогающим тебе в работе. В результате работа идет гораздо эффективнее и быстрее. Темп работы на ВВС вообще очень высок и сроки подготовки программы строго соблюдаются. И для нас никаких исключений не делали. Время на подготовку учебного сюжета было строго лимитировано: полдня теоретической подготовки, два дня работы на натуре, один день на съемку материала и один на монтаж. Лично я выбрала для себя сюжет, который условно назвала "Driams"(Мечты) и в котором попыталась показать разный Лондон и непохожие друг на друга "лица" этого удивительного города. Интересно было попробовать себя сразу в нескольких ролях: и в роли автора текста, и в роли музыкального редактора, и в роли журналиста, берущего интервью. Для английского телевидения такая "многофункциональность" сейчас становится нормой. И именно по такой схеме снимается все большее число документальных сюжетов для ВВС.
На нашем телевидении такая система пока не используется. Наше телевидение вообще несколько иное. Оно не хуже и не лучше, просто оно ориентировано на несколько иного зрителя, с другой системой ценностей. В Англии никому и в голову не придет делать программу подобную "Жди меня": там иная социальная среда, иная история, иная действительность. Поэтому творческие идеи потреблять у англичан для нас бессмысленно. Да в этом и нет нужды: у наших журналистов недостатка в творческих идеях нет, а вот поучиться четкой организации творческого процесса у англиван вполне можно. И учиться этому было интересно.

Сценарист программы "Дачники" Екатерина Устинова:

- Я пишу сценарии к 45-ти минутным передачам. Скоро в эфир выйдет мой 13-й фильм для «Дачников». Каждая наша программа, в сущности, - полноценный документальный фильм, иногда даже - с элементами игрового кино. Жанр documentary – конек ВВС. Британский канал славится своими документальными фильмами на весь мир. Поэтому больше всего, конечно, мне хотелось узнать, как делают подобные фильмы в Великобритании. Один тележурналист выезжает и в одиночку – делает документальный фильм от начала и до конца (начиная с редакторской работы и заканчивая монтажом) – такова современная тенденция на ВВС. Для съемок журналисту выдают профессиональный набор аппаратуры. Комплекты – мобильны и компактны, вместо камеры BETACAM – маленькая цифровая камера – SONY PD–150. Такой набор в сравнении с обычным почти ничего не весит. Поэтому выезжать на съемки одному не так уж сложно.
Профессионал предоставлен здесь самому себе. И ни от кого не зависит. Таких журналистов на ВВС – около пяти тысяч. Предварительно каждый из них, проходит соответствующую подготовку: его специально обучают обращаться с камерой, записывать интервью, выставлять свет и монтировать на компьютерной паре. Эдакий возврат к старинному образцу документальной съемки. Результат – довольно интересный. Съемка «с глазу на глаз» получается гораздо более «интимной». Интервьюируемый герой чувствует гораздо комфортнее, когда перед ним всего один человек с камерой, а не целая съемочная группа. "Но все-таки больше всего эта тенденция распространена пока в региональных представительствах ВВС", - сказал нам продюсер одной программы, когда мы приехали на ВВС в город Бристоль.
Конечно, такой поход к телевизионной работе экономически выгоден. Нас на ВВС тоже учили снимать на SONY PD–150. Эта часть стажировки понравилась мне лично больше всего. Очень увлекательно! "На телевидении главное – все-таки - картинка", - говорят бибисишники и призывают писать меньше слов. Видеоряд должен говорить сам за себя. Один из показателей профессионализма, кстати, - умение автора написать максимально информативный и вместе с тем лаконичный закадровый текст. Но такая новая система работы на ВВС вовсе не означает, что там уходят в небытие профессии телеоператора, монтажера или редактора.
Помимо документальных программ продолжают существовать прямые эфиры, ток-шоу и другие студийные программы. Так что традиционные телевизионные профессии на ВВС пока еще живы. Конечно, там – другое телевидение, но ничего кардинально нового. Просто бюджеты больше, а соответственно и возможности шире. Другое на ВВС – отношение к коллегам, к тем, кто работает с тобой бок о бок. Они постоянно хвалят друг друга, подбадривают и благодарят за работу по тысяче раз на дню. Этому стоит учиться! Очень стимулирует. Поэтому каждый старается изо всех сил и выполняет свои обязанности максимально четко. Суеты и неразберихи почти не бывает, каждый твердо знает свой участок работы. Как известно, сроки на телевидении всегда сжатые.
На ВВС уровень подготовки программы к эфиру в сжатые сроки очень высок. Быстро, четко, профессионально. Наверное, это и составляет главное ноу-хау ВВС. Хотя, как жалуются сами бибисишники, общий организационный уровень британского канала - хромает. Смеются, что сами не понимают, как ВВС все еще продолжает вещать на весь мир…


Финалисты ТЭФИ-2003

Информационная программа
"Новости культуры" ("Культура")
"Время" (Первый канал)
"Страна и мир" (НТВ)
Информационно- аналитическая программа
"Час пик. Суббота" (ТВ-2, Томск)
"Послесловие. События недели" ("Волга", Нижний Новгород)
"Времена" (Первый)
Ток-шоу
"Школа злословия" ("Культура")
"Большая стирка. Петербургский цикл" (Первый)
"Жди меня" (Первый)
Телевизионный художественный фильм
"Янтарные крылья" (ТВЦ)
"Идиот" ("Россия")
"По ту сторону волков" (Первый)
Телевизионный художественный сериал
"Закон" ("Россия")
"Бригада" ("Россия")
"Ледниковый период" (Первый)
Телевизионная игра
"Своя игра" (НТВ)
"Кто хочет стать миллионером?" (Первый)
"Кресло" (СТС)
Развлекательная программа
"О.С.П-студия" (СТС)
"Квартирный вопрос" (НТВ)
"Последний герой-3" (Первый)
Ведущий информационной программы
Флярковский Владислав, "Новости культуры" ("Культура")
Антонов Михаил, "Вести" ("Россия")
Норкин Андрей, "Сейчас в России" (Телекомпания "Эхо", RTVI)
Интервьюер
Познер Владимир, "Времена" (Первый)
Мучник Юлия, "Час Пик. Суббота" (ТВ-2, Томск)
Сорокина Светлана, "Основной инстинкт" (Первый)
Ведущий развлекательной программы
Галкин Максим, "Кто хочет стать миллионером?" (Первый)
Бондарчук Федор, "Кресло" (СТС)
Малахов Андрей, "Большая стирка - праздничный коктейль.Что осталось за кадром" (Первый)
Репортер
Райва Анна, "Время" (Первый)
Лошак Андрей, "Намедни", "Сегодня", "Профессия - репортер" (НТВ)
Минаков Александр, "Вести" ("Россия")
Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале
Миронов Евгений, "Идиот" ("Россия")
Хабенский Константин, "Убойная сила-4" (Первый)
Галкин Владислав, "По ту сторону волков" (Первый)
Исполнительница женской роли
Яковлева Елена, "Каменская-2" ("Россия")
Фрейндлих Алиса, "Женская логика-2" (ТВЦ)
Чурикова Инна, "Идиот" ("Россия")
Публицистическая программа
"Что делать?" ("Культура")
"Раб и его женщины" (Первый)
"Возвращение в Норд-Ост" (REN TV)
Музыкальная программа
"В нашу гавань заходили корабли" (ТВС)
"Оркестровая яма с Артемом Варгафтиком" ("Культура")
"Фабрика звезд-2" (Первый)
Просветительская программа
"Воображаемый музей Михаила Шемякина" ("Культура")
"Секретные физики" ("Культура")
"Гении и злодеи". "Владимир Набоков" (Первый)
Продюсер
Бабицкий Олег, "Театральный роман" ("Культура")
Тодоровский Валерий, "Идиот" ("Россия")
Любимов Александр, Кушнерев Сергей, Синельщикова Лариса, Эрнст Константин, "Последний герой-3" (Первый)
Сценарист телевизионного художественного/ документального фильма/сериала
Унгард Евгений, "Театральный роман" ("Культура")
Володарский Эдуард, "Пятый ангел" (НТВ)
Сидоров Алексей, Велединский Александр, Порублев Игорь, "Бригада" ("Россия")
Режиссер телевизионного художественного/ документального фильма/сериала
Гольдин Юрий, Бабицкий Олег, "Театральный роман" ("Культура")
Сидоров Алексей, "Бригада" ("Россия")
Бортко Владимир, "Идиот" ("Россия")