За роль Вероники Градовой в экранизации известного романа Василия Аксенова "Московская сага" молодая актриса Екатерина Никитина удостоена награды "Профессионал России". Вероника Градова – первая красавица Москвы, модница, леди до кончиков ногтей. Насколько похожа или не похожа на свою героиню Екатерина Никитина?
– Катя, когда вы покупаете себе обновку, имеет значение, модная она или нет?
– Это не так принципиально. Я вовсе не считаю, что нужно строго следовать моде, и покупаю только то, что нравится и что мне идет.
Например, мне идут брюки и джинсы, слегка расклешенные книзу. Даже если этот силуэт выйдет из моды, я оставлю их у себя, потому что мода, в принципе, все время крутится вокруг одного и того же. Тот же самый клеш в разных вариантах возвращается каждые десять лет.
– Вы совсем без украшений, почему?
– На деловые встречи украшения не надеваю. И, по большому счету, я их не очень-то люблю, хотя у меня есть и кольца, и браслеты. Украшения надеваю только на выход. Почти на каждой картине меня просят, чтобы я проколола, наконец, себе уши для серег. Но я сопротивляюсь. Не люблю, чтобы во мне было что-то проколото.
На ушах столько биологически активных точек, не дай бог, повредишь и тогда все в организме пойдет шиворот-навыворот. Сейчас большой выбор красивых клипсов, вполне можно обойтись и без серег. Я не понимаю тех женщин, которые не только постоянно носят серьги, но и спят, не снимая их, и посуду моют, не снимая колец. Это же так неудобно!
– Ваша героиня Вероника была одета лучше всех остальных персонажей. Вам понравились ее костюмы?
– Мою Веронику положение обязывало выглядеть лучше всех: все-таки жена маршала, но и сама по себе она была модницей, первой красавицей Москвы. Повествование фильма охватывает большой промежуток времени: с 1925 по 1957 год, поэтому мне пришлось поносить костюмы разных эпох: и авангардных двадцатых, и роковых сороковых, и консервативных пятидесятых. И это так здорово на самом деле, что ты можешь быть каждый раз разной.
– Костюмы шились на заказ или делались в мастерских «Мосфильма»? Платье, в котором Вероника была на приеме в Кремле, очень запомнилось. Оно из бархата?
– Это платье было сделано в мастерской «Мосфильма». Лиф из бархата, юбка из атласа. По вырезу идет вышивка бисером ручной работы. Кое-что из костюмов приобреталось в антикварных магазинах, кое-что из старинных вещей Наталья Владимировна Виолина (сценарист "Московской саги". – Прим. ред.) приносила из дома.
Авторы фильма старались достоверно передать эпоху, поэтому костюмы всех персонажей продумывались до мелочей. Мне доставило большое удовольствие ездить с художником по костюмам в магазин выбирать ткани и подбирать цвета.
– Костюмы какой эпохи – двадцатых годов, сороковых или пятидесятых – больше всего вам подошли? Не было ли у вас дискомфорта, например, от шляпки-таблетки с вуалью? Не диссонировало ли это с вашим внутренним состоянием?
– Когда я снималась в "Тайнах дворцовых переворотов" и играла императрицу Елизавету в молодости, мне приходилось носить тяжелые платья и корсет, который немыслимо сдавливал грудь. В таких костюмах существовать было куда сложнее, чем в нарядах Вероники Градовой. По-моему, особенно удались костюмы конца сороковых – начала пятидесятых, где аксессуаром как раз и является шляпка-таблетка с маленькой вуалью. Никакого дискомфорта я не ощущала, наоборот, считаю, что шляпа женщину очень украшает. К сожалению, в наше время невозможно носить шляпу, потому что ходим мы не в костюмах, а преимущественно в джинсах и свитерах.
– А вам хотелось бы, чтобы все это – широкие юбки, шляпы, тюлевые перчатки – снова вошло в моду?
– Нет, мне этого не хочется. Время диктует свои условия. Большое значение имеет то, что почти каждая современная женщина водит автомобиль. Садиться в машину в пышной юбке неудобно, плюс еще будешь переживать, что она сомнется. Поэтому большинство из нас и ходят в брюках. Я тоже одеваюсь спортивно и очень ценю этот стиль за его удобство. Я – брючная женщина. Натуральные материалы предпочитаю синтетическим, хотя сейчас и появились хорошие по составу синтетические ткани, как бы аналог натуральных, но я все равно отдаю предпочтение шерсти, льну и хлопку.
Что касается головных уборов, то с непокрытой головой в осенне-зимний сезон не хожу и ношу разные шапочки, которые соответствуют спортивному стилю. Но шляпы все-таки люблю. У меня есть несколько красивых соломенных шляп, которые я привезла из-за границы. Должна вам признаться, в отличие от моей Вероники, я довольно равнодушна к вещам. У меня в гардеробе висит несколько платьев и лежит несколько пар новой обуви, и я ни разу еще их не надевала.
Завидую тем женщинам, которые каждый день выходят на улицу как на праздник. Я же – джинсы, свитер и побежала по делам. Может быть, с возрастом проснется во мне страсть к вещам. Меня даже мама ругает: "Тебе нечего надеть? Почему ты так небрежно к себе относишься?"
– Жизнь наша, с одной стороны, очень усложнилась: автомобили, компьютеры, сложная бытовая техника, а с другой – совсем упростилась, хотя бы в смысле прически. Смотришь, к примеру, фильмы шестидесятых, когда носили начесы и шиньоны, и поражаешься: где женщины время находили, чтобы делать такие прически? Но вместе в тем соглашаешься, как же все-таки было красиво!
– Когда мне для роли делают прическу ретро, я тоже всякий раз думаю: Боже мой, почему сейчас так не носят, ведь так красиво! Но на эту прическу придется потратить не менее полутора-двух часов. Лучше эти лишние полтора часа я проведу со своим ребенком или почитаю.
Я очень люблю читать, а времени на чтение совсем не остается. К тому же я совершенно не зациклена на своей внешности и считаю, что нужно любить себя такой, какая ты есть, и тогда все будет в порядке и со здоровьем и в делах.
Духовность все-таки важнее внешней красоты. Я знаю не одну, а многих женщин, которые не посещают салоны красоты, одеваются просто, но чрезвычайно обаятельны. Просто нужно быть уверенной в себе. Я, например, считаю себя сильной.
– А как помогаете себе в трудную минуту?
– Загружаю себя делами. Работа спасает от всего. Потом, у меня есть ребенок. Рядом с ним депрессия проходит.
– Катя, в "Московской саге" вы сыграли женскую судьбу, а для судьбы нужен жизненный опыт. Что помогло вам понять вашу героиню в таких перипетиях, когда она оказалась в ГУЛАГа, или когда ей было уже за сорок и у нее был взрослый сын, ведь вам самой нет еще и тридцати?
– Фильм снимался три года, и как раз в этот период у меня в жизни произошли перемены, которые сразу заставили меня повзрослеть. Умер мой папа и распался мой брак. Эти два обстоятельства еще больше укрепили мою уверенность в том, что семья – это главное. Только в семье можно выжить в некоторых сложных обстоятельствах.
В "Московской саге" тоже семья и сплоченность друг с другом помогают всем выстоять. Моя же семья теперь – я, мама, бабушка и пятилетний сын Никита.
– У вас было уже несколько костюмных ролей в кино, для которых обязательно нужен грим. Лицо наверняка от этого страдает. Как вы следите за лицом?
– Да, для роли иногда приходится терпеть невозможное. Причем кино такая вещь, что то, что ты делаешь сейчас на съемочной площадке, может потом и не войти в картину, как, например, не вошли сцены, где Вероника в возрасте. Для съемок этой сцены, чтобы меня состарить, лицо мне стягивали клеем. После этого у меня все горело огнем и я, придя домой, делала маску из сметаны самой высокой жирности, чтобы восстановить эластичность кожи. Это, так сказать, издержки профессии.
А вообще для того, чтобы предотвратить ранние морщины, пользуюсь хорошими кремами. В данный момент у меня кремы фирмы Aсademie. Помимо этого, два раза в неделю, а то и чаще, нужно протирать лицо льдом. Это древний рецепт, им еще пользовалась Екатерина Великая, но он действительно эффективный.
Лед можно замораживать с отваром какой-нибудь травы. Я хочу как можно дольше оставаться молодой, несмотря на то, что сейчас нет проблем, чтобы сделать подтяжку лица или вокруг глаз, где морщины появляются в первую очередь. Однако это очень страшно: вдруг попадешь в плохие руки? Тогда может пропасть мимика, что для актрисы будет крахом.
Поэтому откладываю эту процедуру на будущее. Ведь недаром Софи Лорен говорит о себе: "Я горжусь своими морщинами". Хотя мне все-таки до конца не верится, что она ни разу не прибегала к помощи пластической хирургии.
– Катя, вы очень стройная. Это результат правильного питания?
– Генетически я не предрасположена к полноте. И мама и папа (мама – актриса Татьяна Никитина, папа – кинорежиссер Анатолий Никитин. – Прим. ред.) всегда были стройными. А в институте у меня вообще было прозвище Одуван из-за высокого роста и худобы.
Для роли Вероники мне нужно было набрать вес, потому что женщины первой половины двадцатого века были в теле и каноны красоты были тогда иными, и меня на съемочной площадке кормили за двоих.
Тем не менее за три года, пока шли съемки, я с трудом набрала пять килограммов. А когда родила сына, вообще похудела до 47, это было даже чересчур. Сейчас при росте 171 сантиметр вешу 50 килограммов и хорошо себя чувствую.
Питаюсь без ограничений, кроме шоколада и кофе, на которые у меня аллергия с детства. Позволяю себе даже сладкое и мучное, которое очень люблю, и пока все сходит мне с рук. Но в большей степени, конечно, стремлюсь к здоровой пище. У нас в семье никогда не варились крепкие бульоны на мясных костях, в крайнем случае – легкий куриный бульон с лапшой.
– Вы, оказывается, не блондинка, а темная шатенка?
– Да, это мой природный цвет, но кино диктует нередко свои условия. Я знала, что моя героиня блондинка, тем не менее мне очень не хотелось перекрашиваться, и я даже спросила перед началом съемок режиссера Дмитрия Юрьевича Барщевского: "Какой вы хотите видеть Веронику, брюнеткой или блондинкой?" На что получила ответ: "Конечно, блондинкой!"
Пришлось осветляться, потому что первая красавица Москвы могла быть только блондинкой. В те годы именно блондинки были в моде. Впрочем, они не выходили из моды никогда. И первое, что я сделала после съемок, – перекрасилась в свой цвет, потому что очень скучала по своим волосам. Но что будет дальше? Будет новая роль, и кем меня сделают, блондинкой или рыжей – неизвестно.
– Как вы восстанавливали волосы, ведь наверняка они пострадали от осветления, тем более что осветляться пришлось три года подряд?
– Даже в салонах красоты мастера говорят, что лучше народных, проверенных веками рецептов нет ничего. Но опять же на это нужно время. Однажды я где-то вычитала, может быть, даже в вашем журнале: чтобы волосы не лезли, нужно в корни втирать сок имбиря. Я брала на рынке имбирь, терла его на терке, отжимала сок и втирала в голову. Аромат стоял на весь дом, но зато помогло.
– Катя, вы почти без макияжа, между тем Вероника пользовалась яркой помадой, которая была очень вам к лицу.
– Накрашенные губы прибавляют мне возраст, хотя моему типу идет яркий макияж. В "Московской саге" героиня Инны Чуриковой Мэри, когда началась Великая Отечественная война, говорит приблизительно такие слова: " Надо красить губы во что бы то ни стало. Женщины, красьте губы. И тогда все будет хорошо". И действительно, накрашенные губы, особенно красной помадой – это как бы вызов или, скорее, противостояние всем бедам назло. У меня очень яркие глаза и свои хорошие ресницы – мне этого хватает. Но когда выхожу в свет, делаю полный макияж.
Мы, актрисы, настолько всем этим насыщаемся в кино, что в жизни хочется отдохнуть от грима. Как посмотришь в метро на женщин – у большинства из них уже с утра вечерний макияж: тени, подводка, румяна. Это неправильно, так же, как одеваться не по погоде, а ради моды. Я однажды видела девушку, которая пришла в присутственное место в вечернем макияже, с голым пупком, джинсы еле прикрывают бедра и с голыми плечами. А на дворе стояла глубокая осень. Ну это же смешно. А потом мы удивляемся, почему наши женщины бесплодны. А все потому, что одеваться нужно по сезону. Раньше женщины носили теплые панталоны и рожали здоровых детей.
– Женщины хотят, прежде всего, нравиться мужчинам – поэтому все от этого, все их ухищрения. Вы согласны?
– Для большого, настоящего чувства преград нет. И если мужчина действительно любит женщину, он не станет обращать внимания на то, оголен у нее пупок или нет. Пупок здесь совсем ни при чем. Красота вовсе не требует жертв, как принято считать.
Рецепт от звезды
Быстрая, вкусная и полезная для здоровья закуска к чаю из армянского лаваша: адыгейский сыр натереть на крупной терке, мелко порезать разнообразную зелень: петрушку, кинзу, тархун, укроп. Чем больше зелени – тем лучше, кроме укропа, которого нужно немного. Потом взять лист лаваша и, положив на него начинку из тертого сыра и зелени, скатать его в трубочку. Сделать таких трубочек из лаваша столько, сколько вам нужно к столу. Поместить все это в разогретую духовку на пять–семь минут и потом подать на стол.
Наталия Корнеева