Поэтесса Лариса Рубальская не нуждается в представлении. В преддверии юбилейного концерта 24 сентября в ГЦКЗ «Россия» радушная хозяйка уютной квартиры первым делом кормит голодного автора и только потом отвечает на нескончаемые вопросы. Выясняется, что обычно невозмутимая поэтесса иногда фонтанирует эмоциями – стоит только нащупать подходящую тему.
- Судя по многим вашим стихам, складывается впечатление, что нечто подобное происходило и в вашей жизни. Это так?
- В стихах, безусловно, есть что-то и от меня, но помимо этого присутствует и авторский вымысел. Что касается, например, моего подросткового периода, то могу сказать, что воспитывалась я в строгих правилах и ничего такого себе не позволяла. С тех пор, конечно, многое во мне изменилось, но сегодняшняя Лариса Рубальская - это сочетание и прошлого и настоящего. Хотя скажу вам, что хоть и была скромной девушкой, но мужчинами очень даже интересовалась. Очень жаждала любви и романов, но в этом деле мне правда не очень везло, из-за чего я сильно страдала. Если взять период жизни с 13 до 30 лет, я постоянно сталкивалась либо с безответной любовью, либо с разлуками. Крайностей у меня в любви не было, потому что я во всём человек серединки, а вот слёз было пролито очень много! Очень многие жизненные ситуации я перенесла в стихи. В принципе у меня такая же жизнь, как у обычных людей.
- Многие известные люди по прошествии лет любят в интервью вспоминать молодые годы. И из этих воспоминаний вырисовывается следующая картина: “вот я в юности такое творил, что страшно вспомнить” - говорит один. Другой вспоминает, что он вообще находился на грани суицида из-за любви, а третий просто чуть не спился. Что-то подобное, может быть, случалось и у вас?
- К счастью, ничего такого ужасного из-за неразделённой любви с собой я не совершила, иначе б мы сейчас с вами не общались. Скажу вам больше. У меня была прекрасная семья в полном смысле этого слова. У мамы с папой были изумительные отношения, и для меня не существовало плохих примеров. Чтобы там ни было, я должна была приходить ночевать только домой. Благодаря такому воспитанию я, как говорится, не пошла вразнос. Не могла начать пить и, уж подавно, стать алкоголичкой, потому что знала: если выпью, то очень сильно влетит от отца. Вы не поверите, но даже когда я стала встречаться с Давидом (Давид Иосифович Розенблат - по специальности врач-стоматолог, а по совместительству решает все концертные вопросы Ларисы и является её законным супругом – А.С.), он не мог придти ко мне ночевать, хотя мне было 30, а ему 36 лет. Мои родители просто бы этого не поняли, потому что мы лишь начинали встречаться и законных отношений ещё не было. И, соответственно, я не могла остаться ночевать у Давида. Разумеется, мы с ним грешили, но так, чтобы родители не узнали об этом. И пока мы не узаконили свои отношения, были вынуждены жить таким вот образом. Так что никаких постыдных фактов в моей биографии нет!
- Я знаю, что разные журналисты задают вам один и тот же вопрос, как вы начинали, как пришли к тому, что стали писать стихи к песням. Не хочу повторяться, поэтому задаю вопрос несколько иного характера. Какой исполнитель впервые спел песню на ваши стихи?
- Музыку написал ныне покойный Владимир Мигуля. Он ходил делать зубы к моему мужу, и поэтому мы были знакомы. А исполнила песню ярчайшая певица Валентина Толкунова. Она, собственно, и открыла мне дорогу в этот мир.
- Очень много ходило слухов о том, что Александра Малинина открыла Лариса Рубальская, и, благодаря вам, он стал очень популярным певцом. Так ли это на самом деле?
- Начнём с того, что Малинин очень талантливый человек, у него редчайшей красоты голос. Когда меня с ним познакомили, то Саша как раз искал репертуар, а я - исполнителя. Сначала он не хотел исполнять те песни, что я ему дала. Но потом он пришёл к нам домой, они беседовали с Давидом, и мой муж его убедил его в том, чтобы он исполнил эти песни. После этого разговора Саша исполнил замечательный, на мой взгляд, романс “Напрасные слова”. Так что не я открыла публике Малинина, а красивые романсы в его исполнении. Тогда, конечно, он ещё не был таким известным, как сейчас, но всенародным любимцем стал именно после исполнения “Напрасных слов”.
- Вы находили артистов, которые пели песни на ваши стихи, или исполнители сами обращались к вам?
- Сначала я сама искала артистов, заманивала их к себе домой, а уже после показывала свои стихи.
- Каким же образом вы их заманивали?
- Начнём с того, что ещё до начала своего песенного творчества, мне доводилось дружить с очень многими творческими людьми - Лионом Измайловым, Галиной Волчек, Аркадием Хайтом и многими другими артистами, не обязательно имеющими отношение к песням. А заманивала я исполнителей домой к себе исключительно готовкой. Пекла, жарила, варила, тушила всякие вкусности и приглашала. Ну, и как бы между делом показывала стихи. Это уже потом, когда имя моё раскрутилось, артисты стали сами приходить.
- Из многочисленных интервью с вами известно, что вы работали переводчицей японского языка и, судя по всему, неплохо зарабатывали. Получается, стихи вы писали не для заработка, а для души?
- Конечно, можно так считать. Я около 500 песен написала просто так, дарила их исполнителям. У меня и мысли не было зарабатывать на стихах! Это потом времена изменились, и я стала писать за деньги и выступать со сцены. Я иду по жизни, делаю своё дело, а рядом со мной шагает удача. Вот и всё.
- Возвращаясь назад, не могу не спросить: как вас приняли в суровом мире шоу-бизнеса, не пытались “проглотить” как новенькую?
- Когда Давид чётко осознал, что я пишу песни, мы начали ходить к мэтрам того времени. Сначала они, великодушно прочитав мои стихи, морщили нос и говорили, дескать, не стоит этим заниматься, не пойдёт такое творчество. Все они были хорошие люди, но вот так сначала отнеслись ко мне.
- Может быть, видели в вашем лице конкурента и не хотели пускать в свой мир? А к кому именно из мэтров вы обращались?
- Это были, как я уже сказала, очень достойные поэты - Леонид Дербенёв, Игорь Шаферан и многие другие. Что касаемо конкуренции, то не знаю. Но вообще раздражает появление новых людей, к коим я и относилась. Но потом песни как-то сами по себе стали популярными. Помню, когда пришла первый раз на «Песню года» и получила диплом, я видела некоторые неприязненные взгляды в свою сторону. Но позже они просто увидели, что никому не мешаю, не вставляю палки в колёса, живу своей жизнью, не делая зла, и стали ко мне нормально относиться. Мне, в свою очередь, тоже никто гадостей не делал. Ведь для того, чтобы вставлять в колёса палки, надо чтобы эти колёса ехали по их дороге. А я всегда шла своей дорогой.
- У вас никогда не было таких амбиций: мол, этому исполнителю хочу отдать песню, а вот этому - ни за что?
- Дело в том, что я легко пишу песни, поэтому не было никогда таких мыслей. Даже если песня в исполнении того или иного исполнителя прозвучит не так, как того хотелось бы, ничего в этом страшного нет. Напишу другие стихи - не проблема!
- Насколько я помню, в своё время ваши песни исполнял ныне находящийся не в лучшем положении, Михаил Муромов ( из СМИ известно, что на сегодняшний день некогда очень популярный Муромов спился – А.С.). Не расскажете о сотрудничестве с этим певцом?
- Вы знаете, мне на самом деле очень жалко, что такой талантливый человек спивается, но это всё не просто так. Мише очень нелегко пришлось пробиваться в своё время, его запрещали, снимали с эфиров. Наверное, все эти переживания и сказались на Мише. Когда я написала песню “Странная женщина", её показывали разным композиторам, но на стихи никто не реагировал, хоть они и нравились музыкальным редакторам. Я хотела, чтобы её исполнил Александр Серов, но стихи не понравились Игорю Крутому. Потом кто-то из музыкальных редакторов привёл к нам домой Муромова. Мы разговорились за рюмкой чая, и я показала стихи Мише. Он к тому времени уже успел прославиться "Яблоками на снегу" и был узнаваем слушателями. Как сейчас помню, когда Миша появился у нас дома, был такой красавец спортивный, накаченный и очень доброжелательный. Для него тогда было очень важно, в каком ракурсе его фотографируют, как он будет выглядеть в газете или журнале. Это был 1987 год. Мише понравились стихи, и мы на этом расстались. Очень скоро он мне перезвонил и сказал, что написал песнюшку. Он пригласил меня на популярную тогда программу «Шире круг» послушать, как он исполнит эту песню. Пришла на программу, и когда объявили Муромова, грянули такие аккорды, он вышел, раскинув руки, как птица, и запел эту песню. Я до сих пор не могу забыть те ощущения, эмоции захлестнувшие меня. Током пробило с ног до головы! Когда песня закончилась, стало понятно, что подобные ощущения испытала не только я, а весь зал. Потом смотрела запись той программы по телевизору и видела, как многие женщины в зале просто плакали, когда пел Муромов. С Мишей очень легко работалось, и музыку он писал замечательную. К великому сожалению, потом он начал сильно пить и потерял всё в этой жизни. Его в принципе можно понять: в то время Миша был мальчик для битья и много натерпелся. Иногда он мне звонит, и мы болтаем обо всём.
- Наверное, когда уже работали с Муромовым, то стихи не дарили, а продавали?
- А вот и ошибаетесь! Я перестала дарить песни лишь года три назад. Мне казалось, что никто тогда не брал деньги. Были авторские, как я понимаю, и всё.
- Лариса, вы уже много лет в шоу-бизнесе, но почему-то нигде и никогда не были замешаны ни в каком скандале. Неужели ни разу не было конфликтов с коллегами?
- Я сама по себе не конфликтный человек, ни с кем не ссорюсь, никому не завидую, ни делаю подлостей. Поэтому изначально подобные слухи обо мне появиться не могу - такое невозможно. Единственный случай произошёл года три назад, да и то его нельзя назвать скандалом. Ко мне кто-то привёл тогда никому не известного Авраама Руссо. Правда, тогда он ещё не был никаким Руссо, это мы ему придумали такой сценический псевдоним. Я с ним очень долго провозилась, занималась. Парень почти не говорил по-русски, и было с ним достаточно сложно. Я потратила на него целый год, ничем больше не занималась. Был только Авраам Руссо, и больше ничего. Мы добились того, что его стали показывать по телевизору, крутить на радио. Я вместе с Давидом использовала для него все свои связи, чтобы продвинуть парня. Не считаю себя продюсером, но сердечно и по-человечески сделала для него очень много! И этот человек, как только стал известным, напрочь забыл нас и не соизволил даже ни разу позвонить. Когда он приходил в наш дом, то меня называл «мат», а Давида – «отэц», потому что очень плохо владел русским языком. И даже как-то прочла интервью, где он говорит, что, мол, действительно начинал с Рубальской, но она ему предложила не очень хороший материал. Как же ему не стыдно лгать. У меня есть доказательства в виде кассет, что материал был хороший. Да и сама жизнь доказала, что я никому не предлагаю плохой материал. Он сам выбирал песни и делал то, что хотел. Считаю, что не имеет ни малейшего права замахиваться на мое имя. Поверьте, я никогда бы не сказала подобного. Просто мне очень неприятно.
- Я вас понимаю. Видимо остался неприятный осадок?
- Никакого осадка нет. Просто не хочу никогда ни видеть, ни слышать об этом человеке ничего.
- Я недавно делал интервью с Юрием Лозой, и он рассказал, что когда у него несколько лет назад было пятидесятилетие, то он пришёл на Первый канал, чтобы договориться о показе этого юбилейного вечера. Ему там ответили, что нужно, дескать, заплатить энную сумму. Он согласился. Тогда его спросили, какие артисты будут у него выступать. Лоза назвал имена: Костя Никольский, Серёга Трофим, Слава Малежик, Витя Зинчук, Коля Трубач и т.д. Его спросили, а что разве не будет Коли Баскова, Киркорова, Леонтьева? Нет, не будет! Может тогда, вы напишите для них песни, и они споют их в вашем концерте? Не нужны мне они там, - ответил Лоза. Простите, сказали ему, но нас не поймут наши зрители- представьте себе их злобу, когда они не увидят в этом концерте своих любимых артистов. В результате Лоза сделал показ на третьем канале. Вы, Лариса, сталкивались с подобным?
- Да, интересно! Такой же разговор выдерживаю, конечно, и я, но, видимо, моё предложение приходится им как раз по душе, и со мной руководство первого канала общается весьма корректно. Дело, видимо, в том, что те артисты, которые исполняют мои песни, являются подходящими персонами для формата Первого канала. Могу сказать, что чужих песен в моём концерте звучать никогда не будет и чужих артистов не будет. В концерте будут звучать только песни, написанные мной. Если же они будут предлагать какого-то певца или певицу, кто исполнит опять же мою песню, то ради бога. Так вот живём, работаем и будем работать дальше.
- А кого из нынешних исполнителей вы бы выделили отдельно?
- Серёга нравится со своим “чёрным бумером“, очень здорово работают «Звери», «УмаТурман». Мне это нравится.
Алекс Сингал