Последние пару дней средства массовой информации живо обсуждают митинг протеста, устроенный 16-го числа небольшим количеством студентов в центре Москвы. Цифры участников называются разные, но суть вопроса одна: кому помешал Евгений Петросян и другие юмористические программы (вроде бы в опалу попал и «Аншлаг»)? В эксклюзивном интервью свои интересные соображения высказали сам Евгений Петросян и бессменная участница «Аншлага» Елена Воробей.
- Евгений Ваганович, правильно ли я поняла, что митинг в день вашего юбилея, вы восприняли как откровенную провокацию?
- Насколько я понял, люди возмущались по поводу каждодневных показов «Кривого зеркала» на Первом канале. Дело в том, что мы уже два с лишним года не работаем на этом канале, а они, назло нам, продолжают крутить передачи в эфире, чтобы мы надоели публике. Я, как и все нормальные люди, тоже не хотел бы такой навязчивой прокрутки. К вопросу о качестве юмора. Я считаю, что наш юмор – лучший в мире. Хваленый английский юмор на 95 процентов груб, а наш лишь на 40. Американский юмор тоже груб. Наши шутки самые метафоричные, парадоксальные и яркие. Как можно против такого бороться? Я вам скажу: против выступают студенты-КВНщики, которые просто ревнуют к «Кривому зеркалу». У нас лучшие артисты в мире. За рубежом есть веселые фокусники, жонглеры, музыкальные эксцентрики, а «разговорников», юмористов - нет. Поэтому все эти инсинуации низки и злобны по своей сути.
На самом деле это очень серьезный вопрос: что происходит в стране с юмором? Прошедший митинг меня совершенно не волнует. Зато вот есть студенты, которые создают сайты, где кощунствуют над религией и связывают все это с Петросяном. Я знаю, что они таким образом выполняют задание Первого канала, КВН, чтобы подорвать наш успех. Они почему-то считают, что «Кривое зеркало» - копия КВН, но это неправда. У нас уже было «Кривое зеркало» в начале 20 века. В честь того театра и было взято нынешнее название. И делаем мы то же самое, что они когда-то: пародии на жизнь и артистов. При чем тут КВН? Я не хотел ловить привидение, но когда узнал, что речь идет о студенческом пикете, то понял, откуда ноги растут. Они требуют умных передач. Согласен. Давайте смотреть «Умники и умницы», которую я сам люблю и стараюсь смотреть, если есть время. Но ведь Первый канал тиражирует старые выпуски «Кривого зеркала», причем параллельно уже снятым новым, которые выходят всего раз в месяц. Таким образом они срывают нам премьеры. Вы обратили внимание? Делается это назло мне, ушедшему на другой канал, а от их черного пиара страдает зритель. Митинг – это тоже черный пиар.
- Проясните тогда ситуацию по поводу судебных тяжб. Прошла информация, что вы вроде бы одновременно судитесь с Первым каналом и с «Россией» по поводу авторских прав.
- Вы побольше читайте, еще не то напишут! (упомянутый материал был напечатан в газете «Жизнь» - А.С.) Это очередная «утка». Мой продюсер всего лишь переоформляет документы через суд, которые неправильно составлены. Это пустая формальность, но в качестве свидетелей приглашены представители каналов. Но ни по какому авторству я ни с кем не сужусь – это неправда. Грибоедов уже должно описал сплетни, просто кто-то продолжает заниматься тем, что ставит все с ног на голову. Возвращаясь к вопросу юмора, то скажу еще вот что. Наш юмор стал самым ярким и выразительным благодаря двум вещам: возможностям языка и тяжелой жизни, когда народ юмором спасался.
- Значит, когда этот народ говорит, что нынешний юмор ниже пояса и хотелось бы чего-то поумнее, он лукавит?
- Это не весь народ, а один процент, которые лишены в большинстве своем чувства юмора. А такие люди не видят смысла в шутке, поэтому она им кажется глупостью. Глупость, в свою очередь, пробуждает агрессивность. Есть еще силы более серьезные, которые заинтересованы в нагнетании плохого настроения. Именно поэтому по телевидению сверх меры подают плохие новости, кадры взрывов, убийств и т.д. Юмор, конечно, в этом смысле мешает, потому что разбивает плохое настроение. На самом деле, на это тратятся очень большие деньги. Если подытожить все сказанное мной, то мы получим ответ на вопрос, откуда митинги и агрессивность – из-за отсутствия чувства юмора, зависти и заинтересованности в том, чтобы человек больше улыбался.
- Лично я смотрю другие юмористические программы, - сказала Елена Воробей. - Например, «Хорошие шутки» на СТС. Я вообще не понимаю, в чем проблема. Если тебе не нравится юмор, переключи канал, благо выбор сейчас имеется. Более предвзятые зрители могут послушать, скажем, Михаила Жванецкого. Ребята, которые вышли на митинг, на мой взгляд неправильно действуют. Большинству населения, как показывают рейтинги, программы «Кривое зеркало» и «Аншлаг» нравятся. Меня, как участвующую в таких передачах актрису, волнует другое – немыслимое количество повторов. Действительно, может сложиться впечатление, что мы везде. Я хочу извиниться перед зрителями, хотя артисты не виноваты в частоте эфиров, которые в итоге работают против нас. Нам самим в пору уже выходить с плакатами и протестовать. В «Аншлаге» мы снимаемся два, максимум три раза, а сколько показывают? Что касается качества самого юмора, то об этом сложно судить. Я понимаю, что люди, приходя на такие акции, наверное, имеют в виду и меня, и Геннадия Ветрова, и Сергея Дроботенко, и Юру Гальцева, поэтому мне тяжело давать оценку своим номерам, а уж тем более творчеству коллег. Мне кажется, мы отличаемся друг от друга, каждый выбрал свое направление. Наверное, поэтому меня узнают на улице и запоминают мои выступления. И я знаю, что людей, которым нравится то, что я делаю, несоизмеримо больше, чем недоброжелателей. В данном случае все субъективно. Да все искусство субъективно, если возможно сказать такие высокопарные слова в адрес нашего жанра.
Знаете, я к митингам отношусь очень настороженно. Я поняла бы этих молодых людей, если бы они пошли высказаться насчет маленьких стипендий, плохого преподавания, профессиональной неустроенности. Уровень юмора, на мой взгляд, должен интересовать редакцию передачи и канала, который ее показывает. Кажется, полгода назад уже был ажиотаж по этому поводу. Волна агрессии против юмора докатилась даже до правительства. Помните, эту историю, когда один министр что-то такое сказал про уровень юмористических передач, а другой его спросил: мол, что правительству больше заняться нечем, кроме как этот вопрос обсуждать? А когда-то домохозяйки выступили в защиту «Аншлага», требуя, чтобы им оставили эту передачу и не закрывали ее. Близкий мне человек, Клара Новикова, которая, собственно, первая разглядела во мне клоунессу, рассказывала, что проблема юмора существовала и раньше, когда Мария Миронова тоже была обеспокоена уровнем юмора. Так что все это мы уже проходили.