шоу бизнес

Егор Кончаловский: Сделал жену узнаваемой и страдаю от ее разъездов

Говорят, что природа отдыхает на детях. К счастью, не всегда. Например, к Егору Кончаловскому, сыну актрисы Наталии Аринбасаровой и кинорежиссера Андрея Михалкова-Кончаловского, а также племяннику Никиты Михалкова и внуку Сергея Владимировича Михалкова, это утверждение никоим образом отнести нельзя. Егор Кончаловский окончил международную школу St. Clares в Оксфорде, Кенсингтонский бизнес-колледж, получил звание магистра истории искусств Кембриджского университета. Под его руководством было снято более 120 рекламных роликов, сделанных по заказам таких всемирноизвестных брендов, как Baskin Robbins, Mars, Sony Walkam, Dove.

В 1999 году он дебютировал в игровом кино с фильмом «Затворник», в 2002-м вышла его вторая картина – «Антикиллер», годом позже – «Антикиллер-2». Все картины имели большой коммерческий успех и по кассовым сборам вырвались в лидеры отечественного кинопроката. Егор весьма самостоятельная, талантливая личность, и у него своя судьба, не менее интересная, чем у его знаменитых предков…

- Егор, уверена, вы не станете отрицать тот факт, что фамилия Михалков в России имеет магическую силу и наверняка открывает любые двери. Скажите честно, вы когда-нибудь использовали ее, так скажем, в корыстных целях?

- (Смеется) Не знаю - не знаю, что вы вкладываете в понятие «корыстные цели». Если в корыстных целях что-то создается, то почему бы не воспользоваться семейным брендом, а если разрушается, то это отдельный разговор. Многие считают, что знаменитая фамилия решает все, абсолютно все. Ерунда! А характер, а сила воли, а взгляды, а цели, наконец?! Между прочим, магическая, как вы сказали, фамилия помогает не всегда. Например, когда я служил в армии, мне это мешало. А вот когда я выясняю отношения с так называемыми работниками ГАИ – это очень помогает.

Если вспомнить начало 90-х, я тогда вернулся из Англии в Россию и решил заниматься рекламой, то вполне естественно, что первый контракт получил без особых проблем и трудностей, ведь все знали, что я – сын Андрея Кончаловского и племянник Никиты Михалкова. А вот когда я учился восемь лет в Кембридже, там то обстоятельство, что мой дед Сергей Михалков – автор гимна Советского Союза, почему-то никого не впечатляло. Там это не срабатывает, и мало кого волнует, что я – ребенок знаменитостей. Все оценивается по способностям. Так что у знаменитой фамилии есть как свои плюсы, так и минусы. Но хочу заметить, что в последнее время своей фамилией я не пользуюсь вообще.

- Вы довольно спокойно признаетесь в том, что раньше иногда использовали свою фамилию. А вот из многих знаменитостей такое признание и под пытками не вырвешь. Они всегда твердят одно и то же: «Я сам, все только сам!»

- Ну и пусть твердят! Согласитесь, им мало кто верит. Возможно, и поддакивают, мол, да-да, вы - гений, и всего добились только сами. А на самом-то деле со стороны все это выглядит несколько смешно. Но при этом я все-таки хочу повториться: знаменитая фамилия – это некий толчок, а вот все остальное – интеллект, трудолюбие, воля, цели и другие составляющие понятий «самореализация» и «успех», зависят только от человека, а не от его знаменитой фамилии.

- Егор, вы учились в Англии. В те годы получить образование за границей было совсем не просто. Кто помог вам в этом?

- Отец. Он жил за границей и знал об этом все. В Советском Союзе, где все испытывали информационный голод, никто не знал про такие места, как Кембридж или Оксфорд. Однажды он рассказал мне про них, и мы с ним поспорили, поступлю я туда или нет. Я поступил и выиграл у него кругленькую сумму денег. Но больше он мне денег никаких не давал. Ни с квартирой, ни с работой не помогал никогда. Хотя многие убеждены, что это не так.

Приехав в Англию, я сначала учился на подготовительных курсах. Потом сдал экзамен за подготовительный курс, и, кстати, результат этого экзамена одновременно засчитали как вступительный экзамен в Кембридж. Конечно, было трудно. Мне тогда было только двадцать лет, я не знал ни слова по-английски. Но была цель, был азарт. Я хотел доказать себе и всем, что могу справиться сам, без влиятельных родственников. Ведь дома, благодаря семье, я мог спокойненько поступить в любой вуз. А в Англии, когда идет оценка экзамена, педагоги и абитуриенты персонально не знают друг друга, все анонимно.

- А как же вы слушали лекции, не зная английского?

- Вот так и слушал! Все что-то писали, а я ничего не понимал. Признаюсь, бывали истерики, и тогда я швырял учебники об стену. Но потом успокаивался и возвращался к учебе. Английский я выучил за полгода, и стало легче. Кстати, из России тогда я был один. Это потом уже стали появляться дети «новых русских». На последнем курсе университета приехали учиться дочери Бориса Березовского – Катя и Лиза.

- Где вы жили в Кембридже?

- Снимал у колледжа студию – самую лучшую: со стеклянной крышей, там была небольшая ванная и кухня. Вообще, в Англии выгодно снимать у колледжа квартиры. Так все студенты делают.

- Почему вы вернулись в Россию? Наверняка у вас была возможность остаться там.

- Когда я служил в армии, мне, как собственно и всем военнослужащим, приходилось нелегко. И тогда я тешил себя мыслью, что все это временно, как-нибудь пролетят эти два года и я наконец-то уеду из этого дурдома в далекую прекрасную страну. В итоге выяснилось, что жизнь в этой замечательной, богатой стране не такая уж и легкая, да еще и по родине скучаешь. Это не высокие слова.

Я пожил и в Англии, и во Франции, и в Америке - и везде, как ни странно, скучал. Но хочу заметить, что если бы не перестройка, я не вернулся бы точно, просто в этом не было бы смысла. Смысл – заниматься тем, чем нравится, делать любимую работу, получать за нее такие деньги, какие создают комфорт.

- Вы любите красиво жить?

- Да. А какой здравомыслящий человек не любит красиво жить?! Люблю комфорт. Необязательно, конечно, чтобы дом был с водяной турецкой баней, но и в хибарке жить я не соглашусь. Мне нравится иметь возможность ездить куда хочешь и когда захочешь, но при этом необязательно передвигаться первым классом и жить в гостинице класса «люкс». Я люблю ходить в хорошие рестораны и коллекционировать старинную мебель.

- Но ведь говорят, что настоящий художник должен быть голодным…

- Позвольте не согласиться! Я уже не раз в интервью говорил, что это очень и очень российская точка зрения, а возможно даже, что в большей степени и православная точка зрения. Типа, бедность – не порок, богатство – грех… Если кто-то хочет жить скромно – пожалуйста, никто этого не запрещает. Многие у нас не могут позволить себе жить богато, но это же не причина говорить, что жить хорошо – это плохо?

Такая точка зрения – разрушительна, а не созидательна, и ее приверженцы не уважают себя, а некоторые из них даже писают и какают в подъездах, а также чиркают гвоздями на чужих дорогих машинах бранные слова. Ездишь на хорошей машине? Значит, ты вор! Хотя у меня, например, есть масса знакомых людей, которые эти машины заработали честным трудом.

- Хорошо, а что бы вы посоветовали тем, кто хочет жить с комфортом, зарабатывать столько, сколько хватило бы для полного счастья?

- Очень важно, прежде всего, понять, чего именно тебе хочется. Если благополучия материального, если цель – деньги, тогда нужно правильно строить систему своих приоритетов. Например, если бы у меня была первостепенная цель – деньги, я бы продолжал заниматься рекламой, а не перешел бы в кино. Деньги я, конечно, люблю, но большее удовольствие получаю от того, что могу заниматься тем, чем хочу и как хочу. И нет надо мной начальников. Не люблю отчитываться! Но, прежде всего, мечты должны соприкасаться с реальностью.

Если ты разгружаешь вагоны или укладываешь асфальт, то чего тратить время зря и мечтать о покупке вертолета… Нужно мечтать о реальном, что на самом можно сделать. Например, очень захотеть вырваться из нищеты. А для этого нужно определить цели и идти к ним не сворачивая. Кто хочет, тот обязательно этого добьется. Например, взять Лешу Серебрякова, который исполняет роль главного отрицательного героя в моей картине «Антикиллер-2». Его детство прошло в рабочем районе, в коммунальной квартире – восемь человек в одной комнате. Всего в жизни он добился сам: отличный артист, очень скромный человек, но с «железным» стержнем внутри, с твердым характером.

- Как вы считаете, характер можно воспитать? И что в вашем характере от мамы, что от отца, а что вы воспитали в себе сами?

- Например, я от папы – авантюрист. Я способен на рискованные поступки. У меня нет кинематографического образования, а я начал снимать кино. Это авантюризм? Да. От мамы, видимо, у меня то, что по сути я неплохой человек, что во мне, благодаря ей, есть определенная степень порядочности и доброты. Собственной моей чертой является старательность. Я все всегда довожу до конца.

- Это ваш жизненный принцип?

- Можно сказать и так. Неудача или провал не страшны в том случае, если ты сделал все от тебя зависящее. Ну не могу я пробежать сто километров в час или не могу поднять двести килограммов! Кембридж я окончил на «хорошо», но я знаю, что за это «хорошо» я выложился полностью. Приехал – не знал ни слова по-английски, а через три года получил диплом. И с этого момента у меня появилось самоуважение.

Теперь я знаю, что если кому-то не понравился мой фильм, то это не потому, что он плох, и что я все это время халтурил, а потому, что вот так у меня получилось, хотя я очень старался. Конечно, неприятно, если ругают твой фильм, но это не катастрофа. Главное, отдавать себе в этом серьезный отчет, и такая позиция, на мой взгляд, делает человека неуязвимым и свободным от негатива.

- А еще какую свободу вы цените?

- Любую. Мой девиз – всегда оставаться формально свободным. Я не отчитываюсь перед женой, я не отчитываюсь перед мамой. Но я очень люблю их и забочусь о них. В своем доме, который я сейчас строю, я спроектировал целый чердак, это отдельная комната – лично для меня, где никто не побеспокоит меня, не нарушит мою свободу. Также в своем доме я построил флигель для мамы – чтобы она могла жить вместе со мной, но и в то же время чувствовала себя свободно, чтобы ей было удобно.

- Егор, вы сказали, что не отчитываетесь перед близкими. А ваша жена – актриса Любовь Толкалина - не обижается на вас за то, что вы так редко снимаете ее в своих проектах?

- Неужели так редко? Ну, может, вы и правы. Да, она играла маленькую роль в фильме «Затворник», снялась в нескольких рекламных роликах. И лишь в «Антикиллере-2» ей досталась главная роль. (Смеется) И на самом деле, маловато получается…

- Вот видите! А желание сниматься именно у вас у Любови Толкалиной огромное…

- А вы откуда это знаете?

- В одном из интервью Любовь призналась: «Егор умеет делать хорошее кино, и, чего лукавить, мне хочется у него сниматься!»

- Прямо так и сказала?! Хоро-о-ошая у меня жена! Всегда поддержит и по заслугам оценит!(Смеется) А если серьезно: для меня ведь важно не свою жену снять, а сделать хорошее кино. И поэтому любой мой проект начинается со слов: «Люба, пройдешь кастинг наравне со всеми, убедишь – будешь играть, не убедишь – извини». Но Люба и так без работы не сидит. Я опрометчиво снял ее в своих «Антикиллерах», сделав узнаваемой актрисой. Вот теперь и страдаю от ее постоянных разъездов.

- А не легче стукнуть по столу кулаком и сказать: «Хватит, надоело, сиди дома и занимайся хозяйством, а в кино пусть снимаются другие!»

- Не легче! Что-то запрещать не в моем характере. Да и сам по себе я человек, который ценит рядом не просто женщину, удовлетворяющую мои потребности в качестве подруги, домработницы, любовницы, матери моего ребенка и так далее. Мне важно, чтобы женщина была самодостаточной, чтобы удивляла и заставляла уважать. А что касается «занимайся хозяйством»... Моя жена при своем напряженном рабочем графике успевает все. Конечно, у нее есть помощники, без них не обойтись. Но она не из тех актрис, что просыпаются после полудня, долго нежатся в ванне, пьют кофе и едут по делам.

Бывает она только проснулась и уже бегает варит кашу, умывает дочку, готовит завтрак, а заодно и обед. А свои личные дела она всегда старается планировать на вторую половину дня, чтобы успеть все по хозяйству. Любу редко можно увидеть на светских вечеринках, потому что вечером не с кем оставить дочку. Как видите, настоящей женщине при большом желании удается все. И для меня это очень важно.

- А как вы познакомились с Толкалиной?

- Ой, я не любитель рассказывать все эти любовные истории! Мне интересно рассуждать, делать какие-либо умозаключения.

- Ну, согласитесь, интересно же узнать подробности?

- (Смеется) Уговорили! Ну, познакомился, скажем так, просто и непросто одновременно. Нас представила друг другу общая знакомая. А эта общая знакомая была… моей девушкой. И, собственно говоря, с этого все и началось. Люба сразу же произвела на меня должное впечатление, и… Ага! Уже вижу интригу в ваших глазах, огонек (хохочет).

- Ну, да. Становится очень интересно: неужели Толкалина отбила Кончаловского у своей лучшей подруги?

- Не угадали. Победила женская дружба. Я названивал Любе, добивался встречи, но в ответ получал – однозначное «нет». Прошло время, роман с моей подругой давно закончился. И однозначное «нет» стало многозначным. Я был настойчив, за что теперь и пожинаю плоды. У меня прекрасная жена и чудная дочка Машенька.

- Получается уделять дочке время?

- Стараюсь найти хотя бы часа два в день, чтобы поиграть с ней. Но, к сожалению, не читаю ей сказок на ночь, не вожу в цирк, в парк… Если бы в сутках было 36 часов, а не 24, то тогда бы я проводил с ней 12 часов в сутки, а не 2.

- Вы говорили, что строите дом. Если не секрет, где?

- Недалеко от Москвы, 45 минут по Новой Риге, в поселке Кино-1. Сейчас, когда киношники стали зарабатывать хорошие деньги, они начали возводить дома. Я купил землю у Олега Янковского, покойного Валерия Приемыхова и у своего отчима Николая Двигубского, соединил их и получился нормальный кусочек, на котором я и строюсь.

- Вокруг вашего дома будут какие-то экзотические сады, леса, бассейн, площадка для гольфа?

- (Смеется) Хотелось бы! Но это требует слишком много времени и вложений. Я, конечно, люблю красоту, но не готов потратить 10 тысяч долларов на одну сосну, привезенную и установленную на участке. Лес там и без этой сосны имеется. А бассейн и все остальное, может, потом все это и появится, но пока мои аппетиты опережают мои финансовые возможности. Я не из тех людей, которые на последние деньги покупают шестисотый «Мерседес». Был у меня один товарищ: жил в коммунальной квартире, спал в углу на раскладушке, но ездил на «Ягуаре». Зачем? Я лучше буду ездить на автобусе, но жить в благоустроенной квартире.

Вообще по натуре я не мот. Я научился обращаться с деньгами в Англии, их там у меня было очень мало. Конечно, я не голодал, но, делая покупки, должен был выбирать: или то, или другое. Все сразу позволить себе не мог. И вот такое достаточно долгое существование в стесненных материальных обстоятельствах научило меня обращению с деньгами. Сейчас я тоже не могу позволить себе купить все, что хочется. Но я не злюсь. Все постепенно купится и организуется.

- Вас когда-то заметили в одном из модных тренажерных клубов. Уважаете спорт?

- О! Это было давно! Да, я был членом такого клуба и тратил на него неоправданно много времени. А вообще я спортивные клубы не люблю. Это же целое мероприятие: полчаса на то, чтобы доехать до клуба, потом получить полотенце, переодеться, и в результате к занятиям ты приступаешь только через час. Потом опять надо переодеться, чтобы поплавать, потом массаж, потом… Итого – 3 часа. А времени-то в обрез!

В общем, клубы - не для меня. А вот с гантелями я занимаюсь каждый день – дома и в студии. Минимум 100 разных движений делаю. Просто сейчас почувствовал необходимость заниматься спортом. При нашей жизни – машина, съемки, опять машина – спорт стал необходимостью. Человек должен двигаться, ведь что не работает, то умирает.

- У вас есть мечта, к которой вы стремитесь?

- Мечтаю осуществить все свои проекты. Поверьте, их очень много. Но пока я не буду рассказывать о них: киношники – народ суеверный. Сначала сделаем, а потом расскажем, и даже покажем!

Лана Качева