Узнавать Марию Порошину стали после роли Томы в сериале «Бригада». Брать автографы – после главной роли в сериале «Всегда говори «всегда». Называть звездой российского кино – после драматической роли Светланы в нашумевших «дозорах». Сегодня она по праву является одной из самых востребованных киноактрис…
- Чувствуете себя профессионалом после стольких хороших работ?
- Ну что вы! Никогда себя профессионалом не чувствовала. По-моему, профессионал - это тот, кто может учить других, открывать им какие-то секреты, тонкости. А я сама еще во многом не разобралась. Мне больше подходит амплуа любопытного ученика: все время узнаю что-то новое и учусь это применять.
Если быть до конца откровенной, то до сих пор не верится, что в моем послужном списке уже несколько главных ролей, что меня вообще заметили и пригласили сниматься в большое кино. На мой взгляд, это везение, случай, не более того.
- Вы слишком самокритичны!
- Нет. Просто я реально оцениваю происходящее. У меня есть много знакомых, необыкновенно талантливых ребят, которым пока не выпало счастье сыграть где-то так, чтобы их заметил хороший режиссер. Я искренне переживаю за них.
Нужна «рука на плече», которая дает надежду. Стрессов в нашей профессии очень много: часто приходится работать «в корзину»: репетируется спектакль, его играют пять раз и закрывают по разным, не зависящим от тебя причинам.
То же самое и в кино: снимается фильм с известнейшими артистами, народными и заслуженными, с замечательным сценарием и хорошим режиссером. Получилось прекрасно, а на экраны он не выходит.
Для артиста это очень болезненно, особенно для начинающего. Ведь возлагались определенные надежды на хороший фильм: стать популярным, узнаваемым. Нужно много душевных сил, чтобы после такого удара не уйти из профессии, начать все с нуля.
- Каким образом заметили вас и пригласили в «Дозоры»? Помогли родители-актеры?
- Да, мои родители довольно известные люди в артистической среде. Мама – Наталья Красноярская – оперный режиссер, отчим – Дмитрий Назаров – популярный актер. Но, несмотря на это, никакого протеже со стороны родителей не было. А попала я в эти картины почти случайно, когда сама уже не верила, что буду там сниматься.
Прочитала сценарий и поняла, что фильм очень важный для меня, пошла наравне со всеми на пробы. Но после проб более или менее внятного ни «да» ни «нет» не услышала. Пробы вообще занятие очень нервное.
Сталкиваешься в коридоре с другими претендентками на роль и думаешь: столько актрис хороших, куда уж мне! Конечно, я стараюсь себя воспитывать, настраивать на победу, тогда гораздо больше шансов, что все получится...
В общем, после проб наступило длительное затишье. Я уже смирилась. И вдруг звонок: «Маша, а помните, месяца три назад вы пробовались на роль в нашем фильме. Скажите, а свободны ли вы примерно в январе-феврале – возможно, у нас начнутся съемки». Я тогда даже не стала сдерживать своей радости: «Конечно, я свободна. Я очень даже свободна». Так вот и попала в большое кино!
- В «Ночном дозоре» вы совсем не похожи на себя.
- (Смеется) Да, после премьеры «Ночного дозора» многие друзья говорили мне: «Какая же ты там страшная!» А я считаю, что это похвала. У меня такая роль и была: закомплексованной серой мышки, которая давно не верит в себя, которая махнула на себя рукой. Этот образ мне интересен. Тем более, как вы уже знаете, в «Дневном дозоре» моя героиня совершенно преображается: превращается из ведьмы в добрую волшебницу.
- В жизни с ведьмами приходилось встречаться?
- Вообще-то я верю, что какие-то колдовские вещи в жизни могут существовать, но, мне кажется, это страшновато, и на эту тему я стараюсь не думать. Иногда, впрочем, обращаю внимание на приметы. Может, и смешно, но для меня важно, на какую ногу я споткнулась утром. Если на левую, то я тут же быстренько споткнусь на правую. Обманываю судьбу таким вот образом.
Если выхожу из дома и приходится возвращаться зачем-то утром, я обязательно посмотрюсь в зеркало и пожелаю себе счастливого дня. И еще один закон, который действует, по-моему: быть доброжелательной к людям.
Люди ответят тем же. И еще важно не уничижать себя. Ах, я такой скромный, постою в сторонке. Одна подруга всегда говорит мне: «Не нужно бояться, иди, дерзай. Не гневи Бога!»
- Я слышала, что многие актеры из «дозоров» ходили в церковь после съемок. Дескать, к запретному прикасаемся - Господи, прости. А вы?
- Я в церковь, конечно, тоже хожу. Но я не думаю, что «Дозоры» - это то, чего стоит опасаться. Нет в этом ничего черного. Добро все равно в картине побеждает, там ведь философские рассуждения на тему: что сильнее. В каждом из нас есть и темное и светлое. Я стараюсь не думать о плохом.
В последнем фильме «Потерявшие солнце» мою героиню вообще убивают. А в «дозорах» я не вижу чего-то антигуманного или антирелигиозного. Не думаю, что после этих фильмов должно произойти что-то плохое. Например, когда в «Бригаде» нас хотели класть в гробы, мама мне сразу сказала: «Ни в коем случае! Скажи, что ты заболела, я запрещаю тебе!!!»
И, слава Богу, мы снимались не в гробах. А обычно актеры, если уж лежат в гробах, кладут себе под голову бутылку водки. Я не знаю, почему, но это такая традиция. Я тоже подумывала так сделать, но, к счастью, не пришлось.
- А как вам с Константином Хабенским работалось? Не влюбились в него во время съемок? Поговаривают, он многим актрисам поразбивал сердца…
- (Смеется) Нет. Любовь у нас произошла только на экране. Хотя признаюсь, харизма у Кости что надо. Он чертовски обаятелен. Такого человека в реальной жизни я еще ни разу не встречала. Но у меня есть вторая половина, мой муж.
Поэтому о каком-либо романе с Костей не могло быть речи. Мы с Костей даже не стали закадычными друзьями - и во время работы, и после съемок фильма. Я думаю, что не стоит путать работу и личные отношения.
А работалось нам замечательно! Была связь - на уровне хорошего актера, партнера, человека и помощника. Это редко бывает. Именно в этом фильме собрались люди, которые были друг другу интересны.
- Легко было играть сцену в душе?
- Вы имеете в виду с Галей Тюниной, когда она в теле мужчины? Было смешно! На самом деле, когда начали играть, хихикали, отворачивались… Когда она смотрела на меня таким томным, действительно мужским взглядом - я терялась. Когда, наконец, сняли, она спрашивает: «Ну, как ты думаешь? По-моему, ничего получилось!» Я говорю: «По-моему, тоже ничего!»
- А вы сами никогда не хотели стать мужчиной?
- Знаете, таким, как Балуев, не отказалась бы. На мой взгляд, он идеал мужчины.
- Вы периодически пересекаетесь в фильмах со своим бывшим мужем Гошей Куценко и на удивление органично смотритесь в кадре. Как вам это удается после развода?
- Жизнь есть жизнь, а работа - это работа. Мы не расстались врагами. Во всяком случае, попытались сохранить такие отношения… как сказать?.. Ну, «дружеские» - говорить глупо, когда у нас есть общий ребенок. По крайней мере, я знаю, что Гоша - замечательный актер, и с ним работать приятно.
Светлана Ткачева