российский

Андрей Краско: «Смешное и страшное – всегда рядом…»

Из жизни ушел яркий актер и прекрасный человек. Всего лишь год не дожил до 50-летнего юбилея. Коллеги обожали Андрея Краско за его талант, искрометное чувство юмора и отсутствие зависти. Андрей Иванович очень много работал. Как многие творческие люди, он предчувствовал неладное.

В одном из своих недавних интервью актер пожаловался на усталость. Те, кто близко знал Краско, могли бы понять: он действительно очень устал, иначе промолчал бы, потому что не имел склонности к нытью и все держал в себе. А тут взял и сказал первому попавшемуся корреспонденту: «Знаете, сниматься каждый день уже не хватает сил. Думаю приостановиться чуть-чуть, а то надорвусь…»

И все-таки надорвался. Как в таких случаях говорят – сгорел на работе. На съемках нового фильма. По сообщению продюсера фильма «Ликвидация», который снимают в Одессе, Андрей Иванович скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности.

Он все боялся не успеть, стремился сыграть то, что не смог в свое время. Андрей Краско снялся более чем в 50 фильмах и был хорошо известен зрителям по картинам "Олигарх", "9 рота", "Сволочи", "72 метра", "Турецкий гамбит", "Особенности национальной рыбалки", "Операция с Новым годом" и многим другим фильмам и сериалам.

Андрей Иванович родился в 1957 году в Ленинграде, в семье актера Ивана Краско. В 1979 году он окончил ЛГИТМиК, где занимался в мастерской А.И.Кацмана. В том же году Андрей Краско дебютировал в кино - сыграл эпизодическую роль шофера в фильме А.Лебедева "Личное свидание", а в 1984 году его пригласил на роль в своем фильме "Прорыв" режиссер Дмитрий Светозаров, который позже, в 1989 году, вновь снял его в своей картине - "Псы".

Благодаря этому режиссеру Краско приобрел широкую известность. Именно он снимал первые эпизоды сериала "Агент национальной безопасности", в котором актеру досталась роль Краснова - напарника главного героя. Однако с театральными работами у Краско по разным причинам не складывалось.

По словам самого актера, его просто не хотели брать в труппу, опасаясь его "вспыльчивого в те времена характера". К тому же какое-то время ему пришлось поработать и в провинции - в театре города Димитровград в Ульяновской области.

Первые большие сценические работы Андрея Краско связаны с петербургским театром -"Приют комедианта", где в 1999 году он сыграл роль Феклуши, в спектакле Петра Шеришевского "Собачий вальс" (по Леониду Андрееву), а в 2001 году создал образ знаменитого Венички в перенесенной на театральные подмостки Г. Васильевым поэмы В.Ерофеева "Москва - Петушки".

Его творческая судьба не была безоблачной. Краско шел к успеху тяжело. Был период, как признался однажды актер, когда он сильно пил, но все же взял себя в руки. Возможно, карьера сложилась бы иначе, не попадись он под горячую руку тогдашнего замминистра МВД и зятя Брежнева Юрия Чурбанова, которому не понравилось, как молодой актер Андрей Краско изобразил на сцене участкового милиционера. В результате - полтора года службы в Заполярье и двенадцать лет возвращения на сцену.

«Я сыграл в Театре имени Ленинского Комсомола главную роль в спектакле «Кукарача», после чего случился скандал, - вспоминал ту историю Краско. - Наверху решили, что поступки молодого милиционера Георгия Тушурашвили по прозвищу Кукарача не соответствуют морально-этическому облику советского защитника правопорядка. Не я писал это произведение, не я его инсценировал, не я ставил, но в резолюции были почему-то упомянуты только двое — автор Нодар Думбадзе и актер Краско.

Собрали специальное совещание, где выработали предписание драматургам, сценаристам, режиссерам, - каким должен быть настоящий милиционер в советском искусстве. А меня в наказание послали служить. Обидно - мне тогда всего месяца не хватило от армии добегать. В августе должно было исполниться двадцать семь - в июне забрали. Я в пять утра заскочил к папе с мамой переодеться, а меня уже ждали на лестничной площадке…»

Прежде чем стать известным и востребованным, Краско кем только не работал. Он шил куртки, работал шофером и устанавливал оградки на кладбище. Может быть, поэтому, в каком бы образе Краско ни появлялся на экране или на сцене, ему верили и принимали за своего. Некоторые жизненные эпизоды и поражали Краско, и радовали одновременно.

«У меня был такой случай на съемках картины “72 метра”, - рассказал как-то Андрей Иванович. - Я, Владик Галкин, Марат Башаров, Сережа Гармаш - в общем, все, кто снимался, - сидели в парадных кителях в открытом кафе на Графской пристани в Севастополе.

Вдруг к нам подошел молодой моряк и говорит мне: “Товарищ капитан первого ранга, разрешите обратиться!” - “Пожалуйста”. - “Мне так нравятся ваши фильмы, разрешите взять у вас автограф!” То есть он знал, что я актер, а все равно разговаривал по форме, как положено. Я был очень тронут!»

Андрей Краско был человеком бесхитростным, но вот принципиальности ему было не занимать. Как говорил Краско, у него осталась одна радость в жизни – сигарета. Он очень любил курить. А поскольку курить разрешалось не везде, актер решил пойти на хитрость.

«Я внес специальный пункт по поводу курения в свой договор, чтобы иметь возможность взять сигарету там, где мне захочется. У меня даже написано, что в машине, которая доставляет меня на съемочную площадку, можно курить!» - хвастался своей маленькой победой Краско.

Его часто спрашивали, почему он снимается в большом количестве комедий. «Как почему? – недоумевал Краско. - Шут - это лучшее, что может быть в актерской профессии. Вся наша жизнь - человеческая комедия. Смешное и страшное всегда рядом находятся. А смех это защита организма!»

Несмотря на обилие работы, Андрей Иванович так и не смог обзавестись жильем в Москве. Денег катастрофически не хватало. Даже иномарку, которую актер выбирал целых пять лет, он смог купить в кредит. Но Андрей Иванович никогда не переживал по этому поводу.

Ему вполне хватало того, что он имел. Краско не жаловался. «Я не ощущаю какую-то обездоленность от того, что у меня нет своего угла. Конечно, хорошо бы иметь жилье, но что-то никак не выходит!» - философски разводил руками актер.

Благодаря участию в кино- и телевизионных проектах на спектакли с Андреем Краско приходили даже те, кто театр не любит и не понимает, а фамилия артиста на афише была верным признаком аншлага. С ним придут попрощаться очень и очень многие…

Алена Снежинская