В советские времена, как известно, слова с приставкой «секс» употреблять в речи было неприлично и даже рискованно. Но употребляли! Определение «секс-символ» и даже «секс-бомба» звучали особенно часто в адрес самой стильной и обаятельной ведущей Татьяны Веденеевой.
Ее прически, макияж и костюмы тщательно копировались миллионами телезрительниц, а мужчины буквально прилипали к экрану телевизоров. Недавно она снова вернулась на телевидение, как будто и не уходила.
- По иронии судьбы, благодаря программе «Спокойной ночи, малыши», вся страна зовет вас тетей Таней, а знает как эталон стиля и красоты по программе «Утро». Коллеги по цеху не сжирали вас от зависти?
- Ой! Всякое бывало. Я же была самая молодая диктор на советском телевидении. И, естественно, выглядела несколько иначе, чем скажем, Татьяна Судец или Светлана Моргунова. У них были мощные парикмахерские прически, строгие костюмы, суровые лица. Но это не их вина – время такое было.
А у меня была свободная прическа под мальчика, и кипучее желание выглядеть в эфире хотя бы слегка по-европейски. Я первой появилась в мини-юбке в коридорах Останкино и первой вышла в эфир в жакете от Пьера Кардена с гигантскими плечиками. Конечно, ревность коллег существовала, и интриги плелись, я все это чувствовала, переживала. Было не легко.
- А что это за история с открытым декольте на торжественно приеме, когда якобы жена Горбачева приревновала вас к мужу?
- Не думаю, что ревность была. Раиса Максимовна и сама всегда демонстрировала идеальный стиль. А по поводу открытого декольте, так это ошибка – открытая была спина. Просто я должна была тогда вести концерт. Я сшила платье для кремлевского банкета буквально за три часа.
Идея была – модель Valentino из иностранного журнала, ткань – креп комбината «Красная роза», а портниха Люба Аксенова, известная всей Москве способностью сшить все что угодно в рекордно короткие сроки.
Вот я появилась в этом одеянии на вечере и когда после долгого вступительного слова развернулась на каблуках, то услышала, что по рядам побежал ропот. Моя спина была полностью обнажена, а венчал нескромный вырез гигантский бант из стразов.
- Поговаривали, что у вас были очень тесные связи с людьми из высшего руководства страны, и только поэтому Останкино терпело все ваши выкрутасы.
- Какие связи вы имеете в виду? Надеюсь, не постельные? Потому как я была замужем, да и вообще отличалась моральной устойчивостью.
- Но согласитесь, всякому покровительству есть причина?
- Честно говоря, я как ведущая очень нравилась уже престарелому Леониду Брежневу. Просто нравилась, без каких-либо там «но». В то время это решало все. И когда незадолго до смерти генсека, я в Георгиевском зале Кремля вела его день рождения, только мне и Аркадию Райкину было разрешено разговаривать с публикой - остальные актеры и певцы могли только выступать и слушать.
- Какова была причина вашего исчезновения в начале 90-х?
- Те годы сами по себе были очень сложные. Перестройка на телевидении, новые правила игры и т.д. Как-то я проводила летний отпуск с семьей в Лондоне. Там же записалась на прием к одному очень серьезному врачу. Он же мог принять меня только через неделю после окончания моего отпуска.
Я позвонила на работу и попросила дать мне неделю за свой счет. Мне было отказано и предложено увольняться или возвращаться в Москву. Я была в страшном гневе и решила, что, раз ничего не значу в глазах моих коллег, то и нечего держаться за эту работу. И послала факс с заявлением об уходе.
Побывала у доктора, решила свою проблему, вернулась в Москву. Надеялась, что мне позвонят и извинятся, но ничего подобного не произошло. Я поняла, что мое время ушло. Под покровительством находились уже совсем другие особы.
Признаюсь, было очень плохо! Я в один день упала с той вершины, на которую так долго карабкалась. Мне казалось, что моя депрессия длится целую вечность. Не знаю, как бы я справилась со сложившейся ситуацией, если б не любовь…
- Но к этому моменту вы были замужем и даже имели сына?
- Да, все верно. Я и сама бы не поверила, скажи мне кто-нибудь тогда, что в моей жизни случатся изменения. Кстати, в тот год я прочла в гороскопе, что все у меня скоро перевернется с ног на голову: сменится работа, дом, семья. Я читала и думала: «Что за ерунда такая? Как я могу уйти с телевидения?»
И вскоре это произошло. Знаете, взрослый человек, у которого уже все сложилось в жизни, очень сложно принимает какие-то изменения. Я сейчас даже больше имею в виду работу, чем семью. Потому что в семье у меня были проблемы…
- Какого рода?
- Мой муж, когда мы только поженились, постоянно подшучивал надо мной, звал провинциалкой. Я ведь родом из Волгограда, а он коренной москвич. Учил, как надо одеваться, говорить, и вечно был мною недоволен. Хотя, справедливости ради, должна отметить, что у него был отличный вкус, и он действительно многому меня научил.
Несмотря на постоянные трения, мы прожили вместе пятнадцать лет. Все это время муж меня корил, делал замечания, критиковал и учил. После моих эфиров лучшим проявлением его похвалы было «ничего» или «нормально». Других похвал в тот период жизни я просто не знала.
И все же мой первый муж был талантливым человеком: он был реставратором, художником-графиком, причем считался лучшим в Москве. Наверное, сложный характер супруга я бы терпела и дальше, если бы не алкоголь. У мужа был долгий творческий кризис. Коньяк для него стал вторым смыслом жизни.
Это было ужасно. Я ничем помочь не могла, да и когда мне – я сутками пропадала в телецентре! Мне было так жаль сына, что он все это видит. Во время очередного скандала мы с сыном просто убежали из дома.
- То есть морально вы не пали, как это было принято говорить в те годы, и спасительная любовь приключилась уже после развода?
- Нет, любовь пришла, когда я была еще замужем. Любовь ведь не выбирает только свободных женщин или свободных мужчин. Она приходит внезапно, и, бывает, не хватает сил справиться с ней.
Да, и зачем бороться, если любовь приносит счастье? Так случилось и у меня. Я брала интервью у преуспевающего бизнесмена для программы «Утро» - это была наша первая встреча с Юрой. Потом работала над созданием одного фестиваля и искала спонсоров.
Позвонила ему, и он пригласил меня на совет директоров его фирмы. Там я выступила, и все получилось. Потом мне преподнесли сюрприз – поездку на Канарские острова. Мы поехали большой компанией, в которой был и Юра. Ну, на отдыхе, признаюсь, легкий флирт присутствовал, конечно.
Но только легкий. Для сумасшедших курортных романов мы с ним были уже достаточно зрелыми людьми. К тому же, у наших отношений не могло быть никаких перспектив. Он был женат, имел двоих детей, я замужем - имела сына.
- Но перспектива все же нарисовалась?
- Мы изредка встречались в кафе, разговаривали часы напролет. В итоге, получилось то, что получилось: Юра ушел из семьи и снял холостяцкий угол. У меня с мужем тоже все было очень непросто.
Посиделки в кафе длились около года. Я начинала понимать, что влюбляюсь в него. Чувства достигли такого накала, что я начала во сне произносить его имя.
- А почему вы тянули время и не уходили от мужа окончательно?
- Не знаю. Жила, как многие, по инерции. Я все решила после того, как Юра позвал меня в красивый ресторан. Мы ужинали, потом официант преподнес мне бархатную коробочку, так сказать, подарок от заведения.
Внутри была восхитительная жемчужина в форме капли. Я догадалась, что это подарок Юры. И поняла, что больше жить не могу без этого человека.
Потом он предложил мне сорваться и уехать в Таллинн. Эта поездка уже не была легким, ни к чему не обязывающим флиртом. Там наша связь оформилась окончательно.
Юра сказал, что по приезде я не должна больше возвращаться в семью. Из таллиннского аэропорта я позвонила мужу и сказала всего одну фразу: «Прощай, я больше не вернусь!»
- И вы сразу оформили отношения официально?
- Нет, прошло несколько лет. Мы жили вместе. Однажды я страшно разболелась. Вдруг в спальню вошел Юра с букетом и объяснил, что сейчас он будет готовить, сам накроет на стол, и мы поужинаем при свечах. Я пробормотала только: «Дорогой, поешь сам!» Через пару часов он снова вошел в спальню – в смокинге, при бабочке и объявил, что ужин готов.
Ну, раз человек надел смокинг, то надо хоть к столу выйти! Разбитая, ужасно выглядящая, в халате и тапках, я вышла к столу. Там стоял еще один букет и куча яств, среди которых была коробочка с кольцом.
Вот в тот момент Юра и предложил мне стать его женой. Я расплакалась – потому, что должна была принимать его предложение с высокой температурой, вся растрепанная и разбитая.
Пересилив себя, я отправилась умываться, надела вечернее платье, туфли на высоких каблуках, сделала легкий макияж. Всю ночь мы проговорили у стола, потом танцевали. А утром я проснулась совершенно здоровой и счастливой.
- Читала, что на вашей свадьбе гости, как в голливудских фильмах, прыгали в смокингах в бассейн. Это правда?
- Да, было такое! На свадьбу Юра не поскупился. Мы венчались в Москве, в Армянской церкви, куда ходит мой нынешний муж. Свадьбу сыграли на юге Франции, на вилле у самого берега моря. Было много гостей.
Всем казалось, что происходят съемки фильма. Под конец вечера многие приглашенные и в самом деле прямо в смокингах стали прыгать в подсвеченный бассейн. Это была самая настоящая сказка, о которой только может мечтать женщина!
- Если не секрет, какие у вас отношения с первым мужем?
- Я отношусь к нему как к старому родственнику. Мы не видимся, но иногда он звонит, чтобы узнать о сыне.
- Считаете себя смелой женщиной? В основном женщины долгие годы терпят нелюбимого человека рядом, боясь при этом то ли лишить своего ребенка отца, то ли не справиться одной.
- Для меня ничего нет хуже, чем жить с нелюбимым. Помимо всего сказанного, еще и ребенок видит, как родители относятся друг к другу, и вырабатывает свой стереотип поведения в будущей семье. Я думаю, женщина должна собрать всю свою волю и не бояться начать жить заново.
Тренеры по восточным единоборствам учат: «Если вы будете думать о том, как прошибить кулаком стену, то никогда ее не пробьете. Но если вы будете думать о том, что кулак уже прошел сквозь стену, тогда все получится». Да, будет больно, будет трудно, но как только вы начнете решать свои проблемы, у вас появятся варианты.
А если только сидеть и бояться, то никогда их не решить, и жизнь постепенно превратиться в сплошной кошмар. Нужно твердо сказать себе: «У меня еще впереди тридцать-сорок лет нормальной жизни. Это приличный срок для того, чтобы еще многому научиться, встретить любимого человека, поменять профессию…»
- Что вы и сделали – производством соусов вот занялись. А почему, собственно, именно соусы, а не какой-то другой бизнес?
- Чтобы бизнес был успешным, нужно делать то, что тебе самому нравится. Мы много путешествовали с мужем по Кавказу, ведь он армянин. Однажды я попробовала соус ткемали. Мне он ужасно понравился.
Стала угощать им всех своих знакомых. В итоге выяснилось, что на тот момент никто не производил его в промышленных количествах. Устроила конкурс в Тбилиси среди домашних хозяек. Лучший рецепт получил главный приз. По этому рецепту я и стала разрабатывать свой соус.
- Увлеченные люди, занимающиеся любимым делом, как правило, и болеют реже?
- Да, вы правы. Некогда болеть и некогда стареть. Совсем недавно мы с одним нашим другом, оперным певцом, сидели до полуночи и философствовали на эту тему. Время у каждого человека свое.
Иногда оно тянется до невозможности, а иногда пролетает так, что не успеваешь опомниться. Москва вообще город бешеных скоростей, жизнь меняется каждый миг, как калейдоскоп.
- Ваша хорошая форма – предмет восхищения и одновременно удивления многих. Ведь все без исключения глянцевые источники почтительно скрывают дату вашего рождения. Вы не стареете. Как вам это удается?
- Я не скрываю дату своего рождения, но и не афиширую. Женщине, как известно, столько лет, на сколько она выглядит. Кстати, я абсолютно неспортивный человек – не бегаю по утрам, не играю в теннис. Не мое это. Из-за того, что я все время вынуждена ездить на машине, если бывает возможность, стараюсь больше ходить пешком.
Периодически, чаще вечером, делаю дома несложную зарядку. Особых секретов в питании нет – много ем овощей, люблю рыбу. Совсем не ем мяса, иногда могу позволить себе курицу. Вот и все секреты моей молодости.
А вообще, советую всем женщинам быть реалистами, но не забывать о том, что рядом с нами может находиться самая настоящая сказка, попасть в которую имеет шанс не только принцесса, но и самая обычная женщина.
Светлана Ткачева