О Ренате Литвиновой сложилось мнение как о человеке не от мира сего. Она экстравагантна во всем, начиная с манеры говорить. Литвинова производит впечатление какой-то неземной женщины, от которой исходит очень положительная энергетика.
Рената по любому вопросу имеет свое, оригинальное мнение и не перестает удивлять. «Объяснять то, что я делаю, – это все равно, что расшифровывать стихи», - сказала она как-то о себе самой.
– Рената, в ваших фильмах много внимания уделяется любовной теме. Вам самой доводилось жертвовать чем-то ради любви?
– Конечно. Это непреложный закон, я думаю. Если ты любишь, то готов на все или, во всяком случае, на многое. Получается, эта жертва приносит тебе счастье. Любовь вообще питает человека. Бывает разрушительная любовь, но тогда кто-то из двоих не любит.
Я в жизни много встречала людей, которые хотят любви, но не могут никого полюбить. Вот у меня есть один знакомый, который почти сорок лет никого не любил, а сейчас, слава богу, полюбил. Он как заново родился!
Я рада за него, потому что в моем представлении, смысл жизни заключается в том, чтобы испытать к кому-то любовь. Я в принципе люблю воспринимать жизнь как какую-то череду уроков.
- То есть в одном негативе, что ли?
- Нет, ну что вы. Уроки же разные бывают. Вот мне все время говорят, что у меня нет логики. И меня критикуют люди, которые обладают логическим складом ума. Что делать, если я больше доверяю ощущениям и выбираю способ действия интуитивно?
- Когда у вас плохое настроение, вы это скрываете?
- Да, я предпочитаю не тяготить людей своим плохим настроением. К счастью, у меня не так часто бывают периоды отчаяния. Я чаще вот мужиков вижу, которые страдают от каких-то там кризисов. У женщин не бывает такого кризиса, который испытывают мужчины в связи со своим тестостероном.
Мне даже кажется, что мужская активность напрямую связана с активностью творческой, ну, или чем они там занимаются? Я могу судить по своему кругу общения. Мне кажется, что женщины талантливее и интереснее сейчас.
- Ну, уже давно говорят про повальную феминизацию и вас чуть ли не в лидеры этого движения прочат!
- Да вы что? Мне еще только движений не хватало. Нет, я сама по себе! Но объективно сейчас - обострение женского начала. А мужчины как-то мутировали, стали загадочными и непонятными. Во всяком случае, мои папа и дедушка были совсем другими. А теперь какой-то третий пол везде шуршит!
- Сейчас почти все жалуются на мужчин.
- Ну, а как не жаловаться, если позитива нет? Мужчины стали менее ответственными, менее изобретательными, более компромиссными. Где яркое мужское начало? Нет его, хоть убейте! А может, природа специально так задумала и устроила такой период, чтоб они женщин меньше тиранили? Кто знает?
Я считаю, что мужчины у нас развращены тем, что их по статистике на двадцать миллионов меньше, чем женщин. Вот они и пресыщены вниманием! А на самом-то деле настоящих мужчин не хватает. А остальных раздражает, если женщина успешна. Я вот, например, знаю, что очень раздражаю многих мужчин-режиссеров.
Мнение некоторых, конечно, удалось изменить, но далеко не всех. А вообще, знаете, в России уже сложилась такая традиция – пока тяжело не заболеешь или не умрешь, о тебе доброго слова не скажут и не пожалеют.
– Скажите, а вы о возрасте задумываетесь?
– Задумываюсь. На самом деле, человек стареет изнутри, с этого все начинается. Может, чуть-чуть устает, ломается, и начинается. Мне кажется, очень несправедливо несоответствие постаревшей оболочки юному самоощущению.
Я не зацикливаюсь на этом, но я всегда буду приветствовать желание ухода от старости любыми способами. Вообще, я думаю, один из способов не стариться - много работать, рожать детей, меньше есть.
- А вы могли бы представить себя домохозяйкой?
- Я? Да вы что! Конечно, нет. Если закрыть меня в четырех стенах, я тут же удавлюсь на первом попавшемся карнизе. Нет уж, надо чем-то жертвовать. Хотя я и так уже жертвую.
- Чем?
- Ну, например, своей свободой. С того времени, как у меня появилась дочь, я навсегда утратила свободу. Это не раскаяние, а факт. Когда у женщины появляется ребенок, она становится более ответственной, в ее жизни возникает нечто большее, чем личные интересы.
- Есть мнение, что сильные женщины привлекают слабых мужчин. Согласны?
- Начнем с того, что я не считаю себя такой уж сильной женщиной. В работе я действительно культивирую жесткость, и это правильно. Потому что жесткий человек знает, чего он хочет, и добивается цели. А вот в обычной жизни я вполне лояльный человек.
Я, например, любимому человеку могу простить практически все. Что касается вашего вопроса, то мне кажется, что существует определенный тип людей, которые западают на какую-то женскую харизму. Я не скажу, что они слабые, просто ведомые, и им это нравится.
- Извините, а ваше стремление к уединению связано только с рабочими моментами или это отголосок некоторого разочарования в браке?
- Откровенно говоря, я вообще считаю, что институт брака себя изживает. Я смотрю на себя, на многих знакомых и убеждаюсь в этом. Если любишь человека, просто будь с ним вместе, не связывайся узами. Мужчины потом сами от этого страдают, распутываясь в отношениях.
- У вас существует какой-то образ идеального мужчины?
- Мне кажется, это очень индивидуально. У меня нет потребности в идеальном мужчине, поэтому у меня нет четкого мнения на этот счет. Я считаю, это должен быть любимый человек, и тогда он, возможно, будет обладать всеми этими качествами.