- Ваше раннее детство прошло на улице Новопесчаная, где в 50-е гг. звездная пара советского кино - Сергей Бондарчук и Инна Макарова - получили отдельную квартиру. Здесь собиралась творческая интеллигенция со всей Москвы. Вы хорошо помните то время?
- Наша квартира вообще была как проходной двор. Я с детства помню всех, кто приходил к папе. Его друзья брали меня на руки и подбрасывали под потолок, чего я жутко не любила - и всегда сюсюкали и спрашивали: "Деточка, ты хочешь стать артисткой?" Я всегда отвечала: "Ни за что!"
- Как вы пережили расставание родителей?
- Мне было всего 8 лет, когда они расстались. И конечно, для меня это оказалось ударом, так как до этого папа уделял мне очень много времени. После развода родителей я не видела папу ровно 5 лет. Для ребенка, который привык видеть родителей каждый день, это очень большой срок.
- В студенческие годы вы попали под крыло к легендарному Герасимову...
- Когда Герасимов взял меня на свой курс, пришло где-то около 1000 писем, где говорилось, что он взял меня по блату. Он мне об этом не сразу рассказал. Только где-то спустя год, когда уже понял, что я будущая актриса. То же самое было с Тарковским.
- Своей игрой в "Солярисе" вы буквально потрясли миллионы зрителей. Как вам это удалось?
- В один прекрасный день к нам во ВГИК на экзамен пришел Андрей Арсеньевич Тарковский и пригласил меня на пробы. Мы снялись вместе с Банионисом, все хорошо. И вдруг Тарковский говорит: "Наташа, ты прекрасно играешь, но я тебя не утверждаю". Я опешила: "Почему?" - "Ты слишком молода для Баниониса". А мне было 18 лет. Ну, Банионис обиделся...
А он очень дружил с Ларисой Шепитько, замечательной женщиной-режиссером. И она увезла меня в Норильск, сниматься в своей картине. Когда мы сняли фильм, оказалось, что Тарковский перепробовал кучу актрис на роль Хари, да так и не нашел подходящий типаж.
И тогда по моей просьбе Лариса Ефимовна показала ему отснятый материал со мной. Андрей Арсеньевич смотрит, спрашивает: "Это кто?" Она говорит: "Так это подарок твой, Бондарчук! Ты ж мне ее подарил!" Тарковский: "Отдавай подарок обратно!" Так я была утверждена на судьбоносную для меня роль.
- Правда ли, что вас с Тарковским связывали и личные отношения?
- Да, у нас был роман, сейчас я это могу не скрывать, так как ушли все те люди, которым это могло бы причинить боль. Наши отношения вылились в ужасную ситуацию: я ушла от первого мужа, и почти была готова уйти из жизни. Спасло меня знакомство с Николаем Бурляевым.
- На вашем счету, как и у вашего отца - три брака. Первый муж - кинооператор Элик Караваев, второй - актер и режиссер Николай Бурляев, третий - Игорь Днестрянский, оператор, актер, режиссер, продюсер, художник по костюмам...
- А еще мой секретарь, курьер, няня моих детей, хранитель моих идей... в общем, он мое все! Мы с Игорем вместе уже более пятнадцати лет, десять лет находимся в официальном супружестве. Думаю, что это мой последний брак. Игорь как взял на себя эту ношу, так и тянет ее до конца. Ведь жизнь со мной - это ужас! Я никогда не отдыхаю. Я всегда работаю. И надо еще оставаться художником...
- Вами снят замечательный фильм о Пушкине, следующий ваш герой - Николай Васильевич Гоголь. Вы не раз повторяли, что кому спасать страну от бескультурья, как не потомкам Бондарчука... Почему вы выбрали себе такую миссию?
- Ну вот пример. Вызываются на сцену дети из интеллигентных фамилий. Я их отворачиваю от зрительного зала и говорю: "Назовите мне имя жены Пушкина". Только один - два человека отвечают правильно. Абсолютное отсутствие фундаментального знания нашей отечественной культуры.
Это не дает сейчас школа, не дают родители... Значит мы будем давать это через кино. Надеюсь, когда-нибудь в каждой видеотеке будут лежать фильмы о "золотом веке". О живых людях той эпохи.