Тем более что была причина забыть: ведь несколько лет назад Гибсон в своем далеко не юном возрасте вдруг решил стать самой отвязной звездой "фабрики грез". Он принялся появляться на людях пьяным, прославился расистскими высказываниями и прочими видами антиобщественного поведения.
Три года назад калифорнийская полиция арестовала его за вождение в нетрезвом виде - и это после 15 лет воздержания от спиртного. В беседе со стражами порядка Гибсон произнес напыщенную антисемитскую тираду, обвинив евреев в разжигании всех войн в мире. Это был крайне неприятный эпизод - и всего лишь один из тех, за которые Мелу впоследствии пришлось извиняться. Трудно поверить, что так себя вел тот милый парень, каким мы его видим сейчас.
Когда-то актер признавался, что борьба с зеленым змием приводила его к мыслям о самоубийстве. Но этот период позади. "Время заставляет вас выбирать между зрелостью и мужской менопаузой, - говорит Гибсон. - Я выбрал первое". Сейчас он готовится стать отцом: 39-летняя российская певица Оксана Григорьева ждет от него ребенка. Пара, отношения которой получили огласку спустя всего несколько недель после вести о разводе Мела с его женой Робин, будет растить целый выводок детишек: у самого Гибсона семеро отпрысков, а у Оксаны есть 12-летний сын Александр от "агента 007" Тимоти Далтона.
Неплохо обстоят дела у Мела и на профессиональном фронте. Сейчас он снимается в фильме "На краю тьмы" - адаптации картины, снятой в 1980-х годах на студии ВВС. Он также должен быть занят в черной комедии "Бобер", где ему отдана роль главы компании по производству игрушек - мужчины, страдающего от депрессии и начавшего советоваться с куклой-марионеткой. Многие надеются, что эти фильмы ознаменуют собой возвращение Гибсона на то почетное место, которое он занимал прежде.
Так что не стоит думать, что всеми любимый Мел сошел с пути истинного и растерял все нажитое непосильным трудом. Он по-прежнему может быть временами удивительно застенчив. В свои 53 года он скоро в очередной раз станет отцом. Его внешность, в которую ни разу не вмешивался скальпель пластического хирурга, продолжает оставаться привлекательной. И еще в понедельник выходит Blu-Ray с его фильмом "Храброе сердце", за роль в котором Гибсон получил "Оскара" в 1996 году. Об этой картине есть что вспомнить даже спустя почти 15 лет после ее выхода. Тем более что Мел был в ней просто уникален - хотя, пусть это мало кому известно, сначала он хотел взять на главную роль не себя, а другого актера.
Трехчасовая эпопея "Храброе сердце", как вы помните, посвящена одной из самых кровавых страниц истории Шотландии и рассказывает о судьбе легендарного Уильяма Уоллеса. Гибсон долго и упорно отказывался от главной роли в собственном фильме, не желая противоречить исторической правде. Дело в том, что к моменту смерти Уоллесу было около 28 лет, а Мел делал эту картину, будучи на доброе десятилетие старше. "Хотя, по крайней мере, мои колени не были морщинистыми", - смеется Гибсон, вспоминая ту дилемму. Колени были немаловажным пунктом в требованиях к исполнителю главной роли, ведь шотландцы ходят в юбках. Первоначально Уоллеса должен был играть Джейсон Патрик, но потом режиссер передумал.
Его решение, как показало время, было совершенно правильным: "Храброе сердце" выиграло пять "Оскаров", получило почти 300 миллионов долларов грязными в мировом прокате и помогло современным шотландцам в их борьбе за независимость. "Я впервые понял на собственном опыте, что искусство может воздействовать на реальность, - говорит Гибсон. - Шотландия обрела частичную автономию". Кстати, с премьерным показом своего фильма Мел побывал в Шотландии - но больше не хочет туда возвращаться, потому что боится. "Мне пришлось бы все время ходить пьяным, потому что как иначе решиться надеть юбку, - смеется он. - И вообще, там холодно, особенно в юбке". Тот факт, что шотландские мужчины уже давно открыли для себя брюки, видимо, остался для Гибсона тайной.
Кстати, в Шотландии нашлось немало людей, которые сочли "Храброе сердце" исторической буффонадой, беллетризованным блокбастером на историческую тему. Один из историков, Алекс фон Тунцельманн, указал на несколько существенных погрешностей картины. В частности, Уоллес не мог встретиться с принцессой Изабеллой, которая вышла замуж за принца Уэльского спустя три года после смерти настоящего Уоллеса. Да и клетчатые килты, которые так великолепно смотрятся на экране, появились лишь в конце XVII века, хотя действие происходит в конце XII века. Историк Шарон Кросс поэтому сравнивает фильм Гибсона с "картинами о колониальной Америке, где мужчины носят костюмные пары двадцатого столетия".
Но больше всего Гибсона критиковали в Британии - конечно, за лютую, ядовитую англофобию. "Некоторые люди говорили, что, рассказывая историю, мы ее испортили. Такие мнения меня не очень беспокоят, потому что нужно уметь отличать реальность от кинематографа, - говорил в ответ Мел. - Я думаю, фильмы в первую очередь предназначены, чтобы развлекать, затем чтобы чему-то учить, и в последнюю очередь на что-то вдохновлять. Вероятно, были исторические погрешности, и довольно много. Но я считаю, что история человечества и история одного конкретного человека - принципиально разные вещи. События, происходившие с кем-то, совершенно необязательно описаны доподлинно. Разве могут документы рассказать всю правду о живом человеке? Так что всегда остается место для размышлений и фантазии".
По словам Гибсона, перед началом работы над фильмом он много читал об Уоллесе и понял, что тот не был таким уж идеальным героем, каким режиссер собирался изобразить его на экране. "Мы его романтизировали немного, - признался Мел. - Это язык кинематографа, что тут поделаешь. Приходится делать любую историю приемлемой для экрана. А на самом деле ведь Уоллес был монстром. От него исходил невыветривающийся запах дума, потому что он сжигал деревни дотла, порой и вместе с людьми. Таких людей викинги называли берсерками".
"Поэтому нам пришлось существенно сместить акценты, ведь положительный герой фильма должен быть именно положительным - в противоположность отрицательному герою, злодею, с которым он сталкивается. Жизнь, конечно, не так примитивна, но на экране этого не покажешь. Для каждой истории можно выбрать множество точек зрения, с которой ее удобнее рассказать", - объяснял Гибсон.
"Храброе сердце" снималось в Шотландии и Ирландии. В качестве реквизита были привлечены три тысячи отдельно оплаченных реликтов. Гибсон договорился даже об участии в съемках 40 современных членов клана Уоллеса. "Поищите на экране самых лихих и страшных - и это будут те самые парни, - говорил Гибсон. - В них было что-то хищное и дикое". Работать часто приходилось под проливным дождем, и это, по словам Мела, было тяжело. Но для него это была не первая успешная попытка превратить малоосуществимую идею в триумф.
Вот, к примеру, в 1990 году Гибсон хотел сыграть Гамлета в фильме Франко Дзефирелли, но продюсеры его высмеяли. Желание во что бы то ни стало заполучить эту роль заставило Мела создать собственную продюсерскую компанию "Icon Productions" - и с ее помощью снять фильм, получивший, кстати, высокие оценки критиков.
Точно так же было со "Страстями Христовыми" в 2004 году, когда многие предсказывали этой монументальной и оригинальной картине сокрушительный провал, поскольку она кровава, скучна, слишком затянута и основана на известной каждому последовательности событий, описанной в Новом Завете. Тем не менее этот фильм стал одним из рекордсменов по прибыли в истории современного кинематографа. "Страсти" также в очередной раз продемонстрировали нежелание Гибсона уклоняться от изображения чрезмерного насилия на экране. Скорее всего, и "Храброе сердце" было куда более кровавым до редактуры.