Дмитрий появился на свет в Санкт-Петербурге 2 августа 1866 года. Его отец был чиновником. Мать, Варвара Мережковская, отличалась поразительной красотой и служила для детей источником нежности, которую отказывался давать им отец. Всего у Дмитрия было три сестры и пятеро братьев.
Интерес к литературе проснулся у Дмитрия в возрасте 13 лет. В 15 лет он удостоился вместе с отцом встречи с Достоевским, который назвал стихотворения юноши слабыми и сообщил ему, что для создания хорошей литературы автор должен пройти через страдания. Примерно в те же дни Мережковский знакомится с Надсоном, в подражании которому будут написаны некоторые его ранние работы.
Первый сборник Дмитрия появляется в 1888 году и называется «Стихотворения». По отзывам современников, в том числе Брюсова, уже эта работа Мережковского отличается оригинальностью, выделяя его, в том числе из учеников Надсона. Мережковский не стенает о бессилии и тяжелых временах. Его стихотворения наполнены радостью, восторгом перед силой и жизнью, что уже само по себе делает их оригинальными.
В 1884 году Мережковский начинает учебу на историко-филологическом факультете Петербургского университета, но намного более важным является для него в то время открытие для себя философии позитивизма и контакт с изданием «Северный вестник», где он знакомится с Сологубом и Бальмонтом. Поддавшись влиянию царивших в журнале настроений, Дмитрий на некоторое время становится близок к народническому движению. Коренной перелом в творчестве Мережковского происходит после прочтения стихотворений Соловьева, под воздействием которых Дмитрий и сам решает присоединиться к движению символистов.
В 1886 году он тяжело заболевает, и этот опыт вынуждает его обратиться к религии. Закончив учебу в университете, он отправляется на юг, придавая этому странствию духовный оттенок и уподобляя его путешествию Соловьева к египетским пирамидам. В городе Боржоми происходит его знакомство с Зинаидой Гиппиус, которая в 1889 году станет его женой.
Множество слухов окружало тот брак. Говорили, что Мережковский и Гиппиус считают плотские отношения пошлостью и их союз носит платонический характер. Современники обвиняли Гиппиус то в предельной холодности, то во множестве романов. Тем не менее их брак продлился 52 года.
В 1888 году Дмитрий пишет поэму «Протопоп Аввакум». Уже первые его книги делают его знаменитым, но сам он в это время сосредотачивается на переводах древнегреческой драматургии, прежде всего творений Еврипида, Эскхила и Софокла. Второй сборник стихов, появившийся в 1892 году, был не менее успешен, обозначив обращение автора к темам мистическим и религиозным. С 1899 года основными темами работ и статей Дмитрия становятся христианские вера и церковь. Особую известность принесла Мережковскому трилогия «Христос и Антихрист», в полной мере воплотившая все его размышления о таинствах взаимоотношения человеческого и божественного начал.
Роман «Смерть богов. Юлиан Отступник», рассказывающий о римском императоре Юлиане, пытавшемся остановить распространение христианства, стал началом русского историко-философского направления в литературе. Второй роман трилогии рассказывал о Леонардо да Винчи, третий - о Петре Первом и царевиче Алексее. Книги эти переводились на многие языки, сделав Мережковского почти таким же популярным русским писателем, как Чехов.
Учитывая религиозное мировоззрение Мережковского, неудивительно, что после революции 1917 года им пришлось покинуть Россию. Поначалу, они, как и многие их коллеги, приветствовали революционные идеи, полагая, что они послужат основой для свободы, в том числе для «свободы духа». Но в ноябре 1917 года Мережковский уже был уверен, что происходит торжество того, что он называл «народом-Зверем» и великим злом. В 1919 году он подал прошение о выезде за границу ввиду состояния здоровья. Разрешения супруги не получили, скрытно выехали из Петрограда и через Польшу добрались до Парижа, где у них имелась квартира.
7 декабря 1941 года у Мережковского произошло кровоизлияние в мозг, он скончался, оставшись для русской литературы одним из немногих, кому удалось совместить высокий слог, интеллектуальный подход, философию свободного духа с православными духовными воззрениями.
Еще по теме: