Театр

Авангард советского кино стал международной классикой

Настоящее имя Дзиги Вертова - Давид Абелевич Кауфман. Он появился на свет 2 января 1896 года в городе Белосток, который в те времена принадлежал к Гродненской губернии, а в настоящее время находится на территории Польши. Он был старшим сыном родителей. Его отец занимался книготорговлей. Давид и его братья учились в русских школах, где Вертов и получил свое новое имя - Денис Аркадьевич, а братья его приобрели русские имена Борис и Михаил.

В подростковом возрасте Денис приобрел достаточно странное хобби - коллекционирование звуков, среди которых были как производимые природой, так и исходящие от построенных человеком городов и машин. Его интересовали и гудок паровоза, и перелив колоколов, и звук поцелуя, и всевозможные неясные звуки, пощелкивания, свист, которые он хотел превратить в нечто гармоничное, заключив в ритм или иную музыкальную конструкцию. Из самых разных звуков он пытался создавать подобие стихотворений, а когда встречался с непониманием, то старался превратить имевшиеся в его воображении формы в рисунок, что также оставалось непонятым окружающими.

В 1915 году он создает свой псевдоним. В переводе с польского «дзига» - это юла или волчок. Революция подарила Дзиге надежду на то, что его идеям удастся воплотиться, ведь большевики создавали новый мир, для которого могло потребоваться новое искусство. Друг Дзиги Михаил Кольцов был назначен главой отдела революционной хроники Москинокомитета и пригласил Дзигу на должность секретаря-делопроизводителя. В кинематографе он увидел массу неожиданных возможностей, прежде всего, в том, как можно запечатлеть движение реальности.

Уже самые первые эксперименты Вертова, когда он прыгал с грота, попросив оператора крутить ручку кинокамеры быстрее, чем полагалось, и добивался тем самым эффекта замедленной съемки, убедили его в собственной правоте. Во время Гражданской войны он сначала редактировал киножурнал «Кинонеделя», рассказывавший о событиях на фронтах и в стране, а позднее и сам стал оператором.

В 1920 году он занимает должность заведующего киносекцией отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Здесь он налаживает невероятной скорости работу, когда события снимаются без долгой подготовки и отснятое оказывается проявленным и предстает на экранах с минимальной задержкой. Он снимает фильмы о вскрытии мощей Сергия Радонежского, боях под Царицыно, процессе эсеров. Создается им и полнометражный фильм об истории Гражданской войны.

Объединившись с несколькими друзьями, Дзига формирует группу, члены которой дают себе имя киноков (кино+око) или киноглазовцев. Провозгласив игровой кинематограф устаревшим, Вертов утверждает, что будущее за документальным кино. Дзига начинает снимать ежедневную киногазету «Киноправда». Основной идеей Вертова является то, что «киноглаз» намного лучше и четче воспринимает действительность, чем глаз человеческий.

Демонстрация работ Дзиги в Париже вызывает фурор у публики и становится примером кинематографического авангарда. Такое мнение остается у французских кинематографистов вплоть до наших времен. Жан-Люк Годар для съемок своих бунтарских фильмов организовал некогда Dziga Vertov Group.

В 1929 году Вертов снимает прославивший его на все времена фильм «Человек с киноаппаратом», ставший воплощением его идей о том, как меняет восприятие окружающего мира кинокамера и как много возможностей предлагает она. Этот фильм считается одним из величайших документальных фильмов. Но в свое время он был не понят, и его быстро сняли с показа. В 1935 году Вертов снимает картину «Три песни о Ленине», где совершает ужасную ошибку - он показывает Сталина лишь на мгновение, да и то у гроба Ленина. Тем не менее в том же году Дзига получает орден Красной Звезды. Следующий фильм Вертова - «Колыбельная», должный запечатлеть встречу Сталина с участницами Всесоюзной женской конференции, был снят с показа через пять дней. Бориса Шумяцкого, начальника Главного управления кинопромышленности, расстреляли. Вертова не тронули, но снимать больше не давали, позволяя только заниматься монтажом киножурналов, да и то переделывая его работу.

То, что Вертову удалось выжить в годы чистки, несмотря на наличие работавшего оператором за рубежом брата Бориса и признанного шпионом Михаила Кольцова, до сих пор остается загадкой. Тем не менее создавать новые фильмы ему не позволяли. Работал он до конца жизни в киножурнале «Новости дня». Умер Дзига Вертов 12 февраля 1954 года. А уже в 1960-е французские кинематографисты «новой волны» назовут его своим учителем и предшественником. Позднее то же самое сделает Ларс фон Триер.

Еще по теме:

Классики кинематографа: Алехандро Ходоровски

Режиссеры немого кино: интересное из жизни Евгения Бауэра