Жан-Люк Годар является одним из основателей так называемой «новой волны» французского кинематографа, повлиявшей на развитие этого искусства едва ли не больше, чем какие-либо другие течения и движения.
Жан-Люк появился на свет 3 декабря 1930 года. Его родным городом является Париж. Семья его считалась преуспевающей. Отцу принадлежала собственная клиника. У Мати были какие-то дела со швейцарскими банками.
Именно в Швейцарии, в Ньоне, Жан-Люк и учился до 1948 года, продолжив затем обучение в парижском лицее. В 1949 году он уже изучает антропологию в Сорбонне.
В студенческие дни он был завсегдатаем парижских кинематографических клубов.В 1951 году в журналах появились его статьи и заметки о фильмах. В 1952 году, одержимый идеей снять собственный фильм, Годар крадет деньги в редакции журнала и бежит в Швейцарию. За это преступление его едва не посадили.
Только благодаря стараниям отца Жан-Люк был отправлен вместо тюрьмы на принудительное двухнедельное лечение. После всех этих происшествий Жан-Люк, послушавшись мать, отправился работать на стройку, и там, в 1954 году, снял свой первый фильм "Операция Бетон". Короткометражный фильм был куплен строительной компанией, на эти деньги Годар снял свой следующий и первый игровой фильм «Кокетка».
В 1960 году он снимает в Париже фильм «На последнем дыхании», появление которого на экранах стало не только полноценным дебютом режиссера, но и началом «новой волны» во французском, да и мировом кинематографе.
Сочетая в себе комедийные, детективные, драматические моменты, фильм выводит на первый план идеального анархиста, человека, бунтующего потому, что бунт является единственным способом его существования и выживания, не останавливающегося ни перед чем ради достижения своих целей, всегда идущего по жизни с неистовством последнего вдоха. Сыгравший главную роль Жан-Поль Бельмондо великолепно воплотил этот образ.
Далее Годар снимает один фильм за другим. «Маленький солдат», снятый в 1960 году, не угодил цензуре. В других фильмах Годар изучал проблемы и вопросы, связанные с устройством общества и тем, как в этом быстро меняющемся обществе приходится существовать человеку. В 1965 году на экранах появляется весьма нетипичный для Годара фильм «Альфавиль», единственный снятый Жан-Люком фантастический фильм, представляющий собой технократическую антиутопию.
В 1967 году режиссер снимает фильм «Уик-энд», предтечу «Автокатастрофы» Балларда и Кроненберга. В этом фильме Годар критикует буржуазное и капиталистическое устройство общества, его порочность, развратность и декадентство, причем делает это на фоне разбросанных по обочинам дорог искореженных и горящих автомобилей.
Ближе к концу 1960-х Годар становится сторонником коммунистических теорий. Он организует группу «Дзига Вертов», снимает коллективные фильмы, отказывается от представления об авторе, пропагандирует свободный прокат фильмов. Его фильмы этого периода имеют острую социальную тематику. В 1968 году, во время студенческой революции в Париже, Годар принимает участие в уличных выступлениях и даже снимает пропагандистские фильмы.
Манера съемки Жан-Люка основательно меняется к 1970-м. В его фильмах все меньше уделяется внимание непрерывности повествования. Нередко они разделяются на почти бессвязные истории или сцены. Позднее, в своих работах, таких как «Моцарт - навсегда», Годар вернется к кинематографу в его классическом понимании, обращая внимание на темы более интимные и частные.
В 2011 году Жан-Люк Годар получил «Оскара» за вклад в развитие мирового кинематографа. В 2014 году вышел на экраны его фильм «Прощай, речь», получивший приз жюри Каннского кинофестиваля. В 2017 году была снята картина «Молодой Годар», рассказывающая о событиях 67-68 годов, когда Жан-Люк снимал свой фильм «Китаянка» и был влюблен в сыгравшую в картине Анну Вяземски, а затем оказался вовлечен в революционные события.
Сам Годар называл странной и глупой идею снимать о нем фильм при жизни, но все же оказался одним из немногих, кто удостоился этой чести.
Сейчас классику кинематографа 87 лет, но поклонники ждут от него новых фильмов, чтобы иметь еще одну возможность насладиться кинематографом в его наиболее искреннем воплощении.
Фото: madfilm.org