Эрик Вюйяр был в России и до этого - правда только 18 лет назад. Тогда он приехал из Литвы в Санкт-Петербург, а затем отправился в Москву. Оттуда на поезде он поехал в Китай. В этот раз его поездка длилась целую неделю. Писатель посещал различные «литературные места», чтобы ответить на волнующие его вопросы: почему погиб Пушкин, как работал Гоголь и другие.
«Повестка дня» -- повествование о реальных исторических персонажах. Вюйяр утверждает, что никогда не использует вымышленных персонажей и даже не выдумывает события: его работа строится на архивных и мемуарных материалах. Например, в книге есть глава, посвященная английскому лорду Галифаксу, основанная на его мемуарах, где рассказывается о встрече с Адольфом Гитлером. Эта встреча напоминает анекдот: увидев Гитлера, Галифакс сначала принял его за лакея (он был очень дурно одет). Английский лорд не сумел разглядеть в этом человеке того, кто будет таким опасные впоследствии.
Целых семь лет Эрик Вюйяр работал в архивах, чтобы написать «Повестку дня». Книга посвящена Лорану Эврару, владельцу одного книжного магазина - он был одним из первых читателей Вюйяра и организовал его первые чтения.
Вюйяр считает, что необходимо помнить об истоках идеологии нацизма. Авторитарные веяния присутствуют в той или иной степени почти во всем мире уже на протяжении минимум 30 лет, даже в либеральных партиях. Об усилении репрессий говорят даже результаты выборов в Европе - радикально настроенные партии уже пришли к власти в Австрии, Италии, Польше. Набирают обороты эти консервативные движения в Германии и во Франции.
Литература может существовать в отрыве от социальной жизни, но все-таки писательство чаще включено в жизнь общество. Конечно, есть и попытки «отвернуться от мира». Замечательное тому подтверждение - Гоголь. Вюйяр обращает внимание на то, что Гоголь, сталкиваясь с цензурой, написал «Человеческую комедию» русской жизни. Но затем, работая над вторым томом «Мертвых душ», он хотел уже создать рай, а не писать о реальности. По Вюйяру, именно поэтому вторая часть могла не увидеть свет - потому что рождена в отрыве от реальности.
Вюйяр считает, что писателю нужно пытаться избегать цензуры, пусть даже литературу всегда можно представить, как плод фантазии. В пример писатель приводит «Госпажу Бовари» Флобера, которая подвергалась различным нападкам (в произведении он якобы порочил нормандскую буржуазию, написав об изменах жены мужу).
Сейчас Эрик Вюйяр работает над романом о войне против французских колониалистов, о ситуации во Франции и Индокитае, о судьбах местных жителей. И стоит надеяться, что эта книга окажется такой же интересной, как и все остальные его произведения.
Еще по теме: